В жизни эта экзотическая система выглядит не так внушительно, как на фото, но вопросов к ее создателям от этого меньше не становится. Дело в том, что внешний вид – лишь верхушка айсберга. Во внутреннем устройстве инженеры проявили столько смелости и изобретательности, что мы вправе ждать и от звучания чего-то сногсшибательного.
СОЧИНЕНИЕ НА ВОЛЬНУЮ ТЕМУ
Но начнем мы все-таки с «верхушки», поскольку дизайн аппарата, засветившегося впервые на High End Show 2019 в Мюнхене, нельзя не оставить без комментариев. Как видите, это весьма причудливое образование из простых линий и природных материалов, чередующихся с нарочито показательной ритмикой. Столь нехарактерный для современной аудиотехники облик был создан французским промышленным дизайнером Жульеном Хазизом. А он, в свою очередь, вдохновлялся архитектурными шедеврами лучших японских зодчих современности, разглядев в их творениях и то, что характерно не только для предметов, но и для музыки – темп и гармонию, всплески и контрасты…
В общем, этот визуальный «ребус» имеет довольно явные ключи для отгадки – предложите его расшифровать кому-либо из друзей, и вы узнаете, насколько они подкованы в современном дизайне.
Заодно автору «Авроры» удалось внести в дизайн и намеки на винтажность. Если вы абстрагируетесь от пирамидальной рамы и чуть приплющенных пропорций основного блока, то заметите, насколько новый музыкальный центр iFi похож на радиолы из той эпохи, что предварила появление Hi-Fi.
Устройством корпуса, кстати, он вообще уходит во времена ламповых радиоприемников в красивых деревянных ящиках. Основной блок едва ли не полностью собран и склеен из бамбуковых планок, чем достигается хорошая акустическая задемпфированность. В центре помещается вся электронная начинка, слева и справа – обособленные акустические полости. Внешние вертикальные планки вряд ли служат только декором – они рассеивают в стороны излучение размещенных по углам пищалок и не позволяют боковым и лицевой плоскостям, на которых расположены среднечастотники, становиться звуковыми отражателями. Расширенная дисперсия, подавление ранних отражений – все это должно работать на ясность звучания.
Основной блок едва ли не полностью собран и склеен из бамбуковых планок, чем достигается хорошая акустическая задемпфированность.
Идем дальше. Акустическое оформление – пассивный радиатор. Драйверная часть построена на четырех широкополосных головках диаметром 130 мм и на двух твитерах с текстильными куполами 28 мм. Крупные по площади пассивные головки в форме плоских прямоугольников со скругленными углами выведены в нижнюю часть системы и за счет рамы подняты над опорой на оптимальное для эффективной работы расстояние.
Вы наверняка спросите и про шесть мелких излучателей, два из которых стоят на задней панели и по паре – в боковых «рогах». Здесь мы подошли к самому интересному. Это сонары, с помощью которых встроенная система Automatic Room Tailoring (собственная разработка iFi) измеряет дистанцию до стен и подстраивает коррекцию для сохранения оптимального музыкального баланса. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но такую хитрую штуку в музыкальных центрах класса «все-в-одном», кажется, еще не применял никто.
Основной звуковой тракт, если судить лишь по задней панели, на первый взгляд, ничего выдающегося не имеет. Аналоговая ветвь начинается с линейного входа Aux на параллельных гнездах (пара RCA и «джек» 3,5 мм). У цифровой коммутационных и приемных возможностей побольше: есть коаксиальный и оптический входы, USB Type B для прямого подключения накопителей, слот для чтения карт памяти, порт Ethernet и встроенные радио модули Wi-Fi и Bluetooth. У предпоследнего предусмотрена поддержка подключения к устройствам Apple по AirPlay и ко всем остальным по набору стандартов DLNA. «Синезубый» адаптер у Aurora, построенный на новейшем чипе Qualcomm QCC5100, и вовсе образец мультиформатности – поддерживает как базовые кодеки, так продвинутые: aptX HD, LDAC, HWA (Huawei/TEAC). В домашней сети устройство может работать в мультизонном режиме и принимать цифровые потоки до 32 бит/192 кГц. Такие же «хай-резы» аппарат считывает с USB-накопителей и карт памяти.
В электронной части тоже есть хитрости. Буферный цифровой каскад обслуживается системой тактовой синхронизации Global Master Timing, которая заодно отсекает джиттер со входов SPDIF.
В электронной части тоже есть хитрости. Буферный цифровой каскад обслуживается системой тактовой синхронизации Global Master Timing, которая заодно отсекает джиттер со входов SPDIF. Но главное, пожалуй, вот это: в аппарате нет традиционного DSP! Цифровая часть максимально укорочена, и после конвертации в аналог, которая производится при помощи ЦАПа серии Sabre ESS, отправляет сигнал на аналоговое четырехканальное матрицирование SoundSpace, чтобы на короткой стереобазе получить более объемный звук, и на выравнивание отдачи НЧ, известную как TrueBass. Упомянутая выше фирменная рум-коррекция ART, кстати, тоже воздействует на сигнал исключительно в аналоговом поле, хотя обработку ультразвуковых отражений выполняет отдельный цифровой микроконтроллер. Наконец, все это приходит на гибридные усилители (опять же собственной разработки iFi) PureEmotion, которые предваряются усилением на двойном триоде 6N3P и завершаются каскадами широтно-импульсной модуляции.
Управление «Авророй» осуществляется как с пульта ДУ, так и через сторонние приложения. Отсутствие собственного подобного софта для сетевого воспроизведения вряд ли стоит считать большим недостатком – пользователь не так зависим от наличия фирменного софта и может выбрать те программы с базовыми функциями UPnP/AirPlay, которые ему покажется наиболее удобным и стабильным. В своих пробах мы использовали как смартфоны на разных OS, так и разные приложения: MConnect, Muzo, Denon Audio, Onkyo HF Player, штатный проигрыватель iOS.
С другой стороны, стриминговое воспроизведение через перечисленные средства управления не всегда выходило гладким. «Аврора», например, могла проигнорировать некоторые совместимые файлы на 192 кГц или подолгу индексировать обширную музыкальную базу на NAS, хотя при «выдаче» контента в сеть не с сервера, а напрямую со смартфона-источника все работало и звучало безукоризненно. К минусам можно отнести разве что отсутствие поддержки DSD – приложения «видят» такой контент, а само воспроизводящее устройство принять поток не может.
Для любой аудиосистемы, сделанной по моноблочной концепции, важно найти правильное место. Aurora отчасти решает эту проблему за счет ART, хотя для достижения наилучшего звучания ее следует ставить на достаточно широкое, но не слишком глубокое основание. Если перед лицевой панелью остается выступ, то он наверняка придаст окраску за счет рупорного эффекта, а если останется слишком большое расстояние между задней панелью и стеной, то может ослабиться мидбас. Идеальное удаление, как мне показалось, составляет сантиметров 20 — 30, причем стена должна иметь звукопоглощающие свойства – это позволит «Авроре» выстроить перед слушателем очень убедительную трехмерную сцену, которую вовсе не ожидаешь получить от техники life style.
Коротко о том, как работают различные фишки и режимы. Одной из базовых установок является аудиофильское воспроизведение «в чистом виде». Но как раз оно и не воспринимается как самая точное и музыкальное. Да, мы получаем музыкальный баланс, близкий к линейному, правдоподобную микродинамику, однако в звуке не выражена ни пространственность, ни образность. Первое появляется при переходе в режим SSpace и эта шутка работает очень классно – не добавляет оттенков, не сжимает динамику и даже чуть оживляет общий баланс. А если задействовать Automatic Room Tailoring, то в полученном звуковом объеме сформируется уже и объём музыкальной сцены со вторым-третьим планом, и даже прояснятся тембры в низкой/средней полосе. В общем, это тот случай, когда улучшайзеры однозначно рекомендованы к употреблению – он дают нужный эффект и не «переигрывают» воспроизводимую музыку до неузнаваемости.
А если задействовать Automatic Room Tailoring, то в полученном звуковом объеме сформируется уже и объём музыкальной сцены со вторым-третьим планом.
Вообще, в звучании «Аврора» есть что подкупающее с первых же нот. В середине отсутствует дешевая «микросистемная» яркость или цифровая окраска – тембры чисты, узнаваемы и хорошо выстроены. У системы нет особой предрасположенности к мощной драйвовой подаче, но умение (усилителей, по-видимому) тактично сглаживать динамические контрасты позволяет сохранять ясность на высоких уровнях громкости и привлекательную деталировку на малых «фоновых» уровнях.
Наиболее интересно трактуются те части спектра, что находятся на краях слышимого диапазона. Пищалки обладают очень приличной линейностью и разрешением, но разработчики намеренно направили их не на слушателя, чтобы получить более насыщенную и диффузную подачу. В итоге, все шумовые, шелестящие и атмосферные компоненты выделены, а все звонкие и агрессивные составляющие, наоборот, смягчены до комфортного уровня. Воспроизводимый бас вообще можно охарактеризовать одним словом: достаточно! Небольшая система так лихо берется за самые низы, что это порой искренне удивляет. Например, я никогда не слышал, чтобы моноблочные системы такого размера «в полный рост» разворачивали нижний регистр органа, который трудно воспроизвести даже на очень дорогой аудиосистеме. А «Аврора» не только пытается, но и делает это вполне убедительно!
Отдельного упоминания заслуживает звучание по Bluetooth. Наконец-то можно говорить о цельности и чистоте передачи, сравнимой со стримингом.
Поначалу было впечатление, будто свою систему в iFi проектировали для очень «живых» и совсем немаленьких помещений. Комнаты площадью более 20 м² «Аврора» озвучивает без всякого внутреннего напряжения, причем на некоторых фонограммах иногда возникает даже сожаление, что среди установок «тру-баса» нет нулевой или ослабленной позиции (как мне показалось, все режимы компенсации НЧ – TBass1, 2 и 3 – хотя по-разному и выделяют басовый рельеф в области 60 — 100 Гц, но немного замедляют ударную «скорость»). Но я не вижу проблем для размещения «Авроры» в маленьких комнатах, где басовитость системы вроде как грозит обернуться неприятностями. Просто вспоминаем про ART и после прогона ультразвуковой рум-коррекцией (операция делается беззвучно и практически молниеносно) получаем вожделенный баланс. Кстати, чем сильнее заглушена комната по высоким частотам, тем ближе к натуральному получается и спектр в верхней полосе. Воздействие коррекции на результат поначалу может показаться малозаметным, но сама по себе адаптивность – точно одно из лучших качеств «Авроры».
Отдельного упоминания заслуживает звучание по Bluetooth. Наконец-то можно говорить о цельности и чистоте в передачи, сравнимой со стримингом из внешних музыкальных ресурсов и даже с прямым проигрыванием с USB-накопителей. Но здесь придется сделать оговорку: речь идет о работе только с современными Android-устройствами, с которыми «Аврора» по умолчанию устанавливает «синезубую» связь через кодек LDAC (о чем на дисплее система сообщает надписью «96 kHz»). В этом случае едва отличимо от оригинала звучат не только файлы стандартного качества, но и проигрываемый на смартфоне контент в DSD. При принудительном переключении на кодек aptX HD эта разница уже не так заметна, но все равно к звучанию не возникает претензий. Даже стандартный aptX между «Авророй» и, например, Macbook не заставляет думать о переключении на альтернативный канал передачи через домашнюю сетку, чтобы выиграть в качестве.
Лишь владельцам «яблочных» гаджетов, в которых нельзя использовать альтернативные кодеки, советую сразу забыть о Bluetooth и подключаться хотя бы по AirPlay, иначе более яркая и синтетичная подача музыки через AAC может смазать все впечатление от красивого пения «Авроры».
КОМПОНЕНТЫ
- Ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Смартфоны OPPO Reno и Apple iPhone 8
iFi Aurora
Производитель: iFi Audio Ltd (Великобритания)
www.ifi-audio.com
Тип системы: пассивный радиатор с двумя излучателями, шесть активных драйверов (две полосы, два канала) и шесть сонаров || Суммарная мощность встроенных усилителей: 320 Вт || Поддерживаемая разрядность: PCM от 16 бит/44,1 кГц до 32 бит/192 кГц) || Беспроводные протоколы: Bluetooth 5.0 (SBC, AAC, aptX, AptX HD, LDAC, HWA), WiFi 802.11 a/b/g/n/ac (AirPlay, DLNA) || Входы: Line RCA и 3,5 мм, USB Type-A, коаксиальный и оптический TOSLink, LAN, слот под карту SD || Воспроизводимый диапазон: 27 – 40 000 Гц || Максимальный уровень звукового давления: 115 дБ на 1 м || Уровень искажений в канале усиления: менее 0,05 % || Отделка: бамбук, алюминий || Габариты: 590 x 270 x 280 мм || Масса: 15 кг || Цена: 119 470 руб.