Тема: Винил
Автор: Николай ЕФРЕМОВ
iFi Audio всегда славилась способностью создавать сложнейшие устройства в компактных корпусах, качеством звучания не уступающие полноразмерному хай-фаю.
Поэтому пусть вас не сбивают с толку массогабаритные показатели корректора Zen Phono – на самом деле это совершенно взрослый предусилитель с широкими возможностями и впечатляющими техническими параметрами.
ТЕХНИКА МЕДИТАЦИИ
Здесь всё дело в менталитете и опыте разработчиков: кто-то идёт проторенными путями, совершенствуя лишь элементную базу и добавляя новые опции, а другие для решения той же задачи ищут новые, более эффективные подходы. И британская iFi Audio как раз из таких новаторов.
Компания позиционирует корректор Zen Phono как «ультрадоступный компонент», поэтому я поначалу отнёсся к нему с некоторой прохладцей. Но заглянул в спецификации и был капитально заинтригован: отношение сигнал/шум по ММ-входу -94 дБА, четыре значения гейна, и три из них – для МС-головок с разной отдачей. Плюс наличие хитрого сабсоник-фильтра и балансного выхода…Как это удалось реализовать при габаритах корпуса 158 x117 x 35 мм? Чтобы разобраться, откручиваем четыре винта и извлекаем печатную плату.
Фото: ifi-audio-zen-phono-phono-preamplifier-mmmc
Первым делом рассмотрим цепи энергоснабжения. Постоянное напряжение5 В от стенного адаптера поступает на преобразователь, вырабатывающий двухполярное питание +/-12 вольт. Как сообщает производитель, схема работает на частоте 1,2 МГц, поэтому помех в аудио диапазоне не наводит. Потребляемый от адаптера ток довольно большой, 0,5 ампера.
Над схемой Zen Phono разработала команда инженеров во главе с Торстеном Лёшем (Thorsten Loesch) при участии Джона Кёрла (John Curl) – культового специалиста в сфере аудио
Главная её особенность–применение в звуковом тракте уникальных операционныхусилителей Texas Instruments OVA2637, о которых мне не удалось найти в Сети никакой информации. Не исключено, что это какая-то заказная разработка, поскольку по ней имеется лишь краткое описание, выложенное на сайте iFi Audio. В нём упоминается чрезвычайно низкая плотность шума, искажения порядка 0,0001%, высокое быстродействие и коэффициент подавления синфазного сигнала 100 дБ. В каждом канале всего по одному сдвоенному ОУ, т.е. путь сигнала здесь предельно короткий, и с умощняющими транзисторными буферами на выходе. Несмотря на лаконичность схемы, в ней можно задать четыре коэффициента усиления для головок с разной отдачей – MM, MC High, MC Low и MC Very Low. В децибелах значения будут соответственно 36, 48, 60 и 72, т.е. в последнем случае входной сигнал усиливается в 3980 раз, а соотношение сигнал/шум не превышает -79 дБА. Это действительно уникальный показатель, особенно если учесть цену корректора. Уровень сигнала на выходах RCA при искажениях менее 1% может достигать 20 вольт, т.е. перегрузочная способность схемы гораздо выше рекомендуемых 20 дБ. Значит, Zen Phono способен воспроизводить без хрипа резкие пики сигнала на ВЧ, а щелчки пластинок не будут сопровождаться шумовыми шлейфами.
В цепях коррекции задействованы многослойные конденсаторы TDKC0G, которые, как сообщается в описании, по своим параметрам не уступают тефлоновым. Питание развязывается SMD-электролитами Panasonic. Внутренняя коммутация осуществляется микросхемой HCT4053, причём при переключении типа головки «на лету» хлопков в колонках нет, заданные параметры меняются плавно.Отклонения от стандартной кривой RIAA не превышают 0,15 дБ.
Фильтр инфранизких частот включается кнопкой на лицевой панели. Схема его та же, что в более дорогих моделях iPhono2 и iPhono2 – она отсекает механический рокот проигрывателя, не внося в сигнал фазовых искажений.
Балансный сигнал снимается с гнезда под штекер Pentaconn 4,4 мм.
Для начала я решил замерить реальный уровень шумов у Zen Phono, задействовав специальный прибор Keenwood VT-172. По стандарту DIN Noise (взвешивающий фильтр А) по отношению к выходному уровню 1 вольт заявленные отношения сигнал/шумподтвердились с точностью до 1 - 2 дБ.
Для испытанийна музыке я по очереди устанавливал на проигрыватель две головки – MC Denon DL103 с выходным напряжением 0,3 мВи ММ Goldring 2400 с выходом 6,5 мВ.Соответственно, усиление корректора задавалось 40 и 60 дБ.
В обоих вариантах индивидуальный характер звучания Zen Phono можно было отследить без труда. Сразу же замечаешь чистый, буквально отмытый верхний диапазон. В звучании тарелок много обертонов, чувствуется настоящий удар по металлу, вибрации кажутся вполне натуральными. Середина тоже хороша – она информативна и открыта, тембры инструментов и певческих голосов живые, с практически без упрощений.Здесь уже можно по достоинству оценить преимущества винила как носителя: приятное звучание с пластичным и свободным течением музыки.
Несмотря на простоту схемы, свою задачу, т.е. формирование стандартной характеристики RIAA, корректор выполняет аккуратно. Тональный баланс у него ровный, атака резких звуков не затянута. Единственно, чем Zen Phono отличается от более дорогих предусилителей – чуть менее телесной нижней серединой и не столь энергичным басом. Тем не менее, он способен показать эмоциональное содержание музыкального произведения, а через это и повлиять на настроение слушателя. Важно и то, что корректор показывает характерные отличия MM и MC головок, т.е. его звуковое разрешение достаточно высокое.
Работу фильтра инфранизких частот на слух оценить сложно, поскольку ему отведён диапазон, недоступный для большинства акустических систем. Если слушать в качественных наушниках, можно заметить отсутствие некоторой напряжённости в самом нижнем регистре. А вот то, что фильтр не влияет на построение звуковой сцены, очевидно.
К созданию стерео картины здесь вообще трудно придраться. По разделению каналов, передаче пространственных эффектов, ни за что не скажешь, что имеешь дело с корректором начального уровня. Конечно, здесь многое зависит от класса головки, сам же предусилитель воспринимается достаточно прозрачным. Важно, что по характеру звучания он совершенно не похож на типовую бюджетную модель с тусклым, невыразительным звучанием. Таких сейчас на рынке не счесть, а вот Zen Phono способен показать и живость, и точность, а там, где нужно, и праздничную яркость.
МУЗЫКА
Gerry Mulligan Meets Ben Webster. Atlantic, 1959
Supermax, «World of Today». WEA Musik GmbH, 1977
Tchaikovsky, «Symphonie Nr.6 Op.7». Deutsche Grammophon, 1973
B52’s, «Whammy!». Island, 1983
СИСТЕМА
Проигрыватель винилаPL-50, тонарм с жидкостным демпфированием.
ГоловкиGoldring 2400, Denon DL103
Интегральные усилители TEAC BX-550 DC High Speed, CR Developments Calypso
Акустические системы Dynaudio Contour 1.3
Zen Phono
Производитель: iFi Audio (Великобритания)
Частотная характеристика: RIAA ±0,15 дБ || Отношение сигнал/шум MM/MC(Uвых. 1 В: -94)/-90/-84/-79дБА || Коэффициент нелинейных искажений + шум MM/MC: 0,0003/0,0005% || Усиление MM/MC: 40/48,60,72 дБ || Входное сопротивление MM/MC: 47 кОм/47 кОм, 1400, 110 Ом || Максимальное выходное напряжение: 20 В ||Выходное сопротивление: 100/200 Ом ||Входы: стерео RCA|| Выходы: стерео RCA, Pentacon|| Питание: 220/240 В || Масса нетто: 0,515 кг || Габариты: 158 x117 x35мм || Цена: 17 384 руб.