Автор: Виктор Горбатов
Не все аппараты Simaudio Moon непременно похожи друг на друга, но это не делает их хуже
ЦАП/стример Simaudio Moon 280D относится к младшей линейке производителя. Позиционировать этот аппарат не так уж и сложно — младший самостоятельный ЦАП-стример. Младший-то он младший, но в плане того же программного обеспечения и сетевых функций 280D умеет фактически все то же самое, что и старшие модели.
Баланс и быстрый софт
По функционалу Simaudio Moon 280D — это ЦАП и стример в одном корпусе. Если посмотреть на переднюю панель, то тут все просто — кнопка режима Standby.
И сразу первая интересная особенность: у ЦАПа есть поддержка режима Energy-using Products (EuP), при включении которого он через 20 минут бездействия уходит в режим ожидания. Я бы советовал его отключить и не использовать.
Сам производитель указывает, что аппарат может выходить на рабочий режим до 400 часов после извлечения из коробки, и мой опыт общения показал — лучше, если питание будет подаваться непрерывно.
Дальше по функционалу — кнопка переключения входов и сопряжения с Bluetooth (также она включает или отключает EuP). И немного умеренно яркой сине-красной индикации.
Вид задней панели как минимум радует. Один вход AES/EBU, два коаксиальных, две оптики, USB-вход. Плюс к этому — проводное соединение с сетью, беспроводное соединение по Wi-Fi и Bluetooth c поддержкой aptX. И выходы на выбор: балансные и небалансные. Также есть управляющие входы SimLink, синхронизирующие несколько аппаратов производителя по триггерному принципу.
Схемотехника у Simaudio Moon 280D заявлена балансной, так что ее и логичнее использовать, если есть куда подключиться.
Функционал ЦАПа выглядит тоже прилично. 16–32 бита (32 только по USB, 24 бита по остальным подключениям), 44,1–384 кГц и DSD до 256 нативно по USB и по LAN.
Для поддержки стриминговых функций здесь использована платформа MiND 2, которая применяется во всех моделях производителя — различается только дальнейшая обвязка. Сетевая плата стримера — со своим софтом, с поддержкой Roon, MQA и стриминговых сервисов, включая работающий у нас в стране Deezer, который редко бывает встроен в родной софт других производителей. Управляющие приложения есть и под iOS, и под Android.
Что удобно — софт мультизонный, т.е. можно управлять несколькими разными аппаратами Simaudio Moon, включая управление воспроизведением (но не громкостью, потому что функции предусилителя у 280D нет). В настройках: конфигурация аппаратов, прошивки, переключение входов — все достаточно просто и наглядно. Поддерживаемые сервисы: Deezer, Highresaudio, Qobuz, Spotify и Tidal.
Первое, на что я обратил внимание — как аппарат видит Roon. Итог: полноценно и полнофункционально
Стартовое меню приложения. На этом уровне следует выбрать, каким аппаратом управлять. И на этом скриншоте виден единственный случившийся во время теста сбой приложения — после повторного подключения аппарата он стал виден еще раз, как некий Unconfigured. Но на деле это ничему не мешало
Общее меню, когда не проиндексирована какая-либо сетевая или стриминговая библиотека. Тут наглядно видно, что интерфейс совсем не перегружен
Выбор сервисов и способов получения музыки. Очень просто и наглядно
За столь доступное переключение входов отдельное спасибо. Я видел примеры, когда столь нужная функция реализована сложно и запрятана глубоко
Настройки приложения
Также программа может видеть локальные библиотеки (например, увидела мой планшет) и работать с UPnP-серверами — внешнее домашнее хранилище проиндексирует без проблем. Хотя все эти функции можно передать и другому приложению — например, Roon или Audirvana. Или вовсе пользоваться USB-входом — как показала практика, он работает хорошо.
Подробнее на управляющем софте в этот раз останавливаться не буду, тем более что в предыдущем тесте ЦАПа/предусилителя Simaudio Moon 390 я уже рассказал о нем практически все. Хотя упомяну, что в случае с Moon 280D начинка в виде MiND 2 и та же принимающая способность у разных входов выглядит куда интереснее. Однако интерфейс особо не изменился: и по виду, и по логике. Разве что софт будто бы стал работать быстрее.
Отмечу, что аппарат приехал ко мне на тест без пульта ДУ (забыли положить). Тем не менее, у меня не возникло потребности в нем — вполне хватило приложений на смартфоне и планшете.
Заглянем внутрь
Теперь заглянем внутрь. Начинкой занята примерно половина корпуса, но в наше время это уже не показатель — есть отлично звучащие цифровые устройства в куда меньших корпусах и с более миниатюрной начинкой, да еще и с импульсными блоками в придачу. Здесь же я вижу как минимум тороидальный трансформатор в блоке питания.
Дальше все распределено по нескольким платам, и здесь легко можно найти различия в цифровой и компьютерной части между нынешней моделью с платформой MiND 2 и ее предыдущей генерацией.
В остальном, достаточно понятная архитектура: компьютер-стример, платка беспроводных подключений, дальше сам ЦАП, построенный на чипе ESS Sabre 32 ES9018K2M, и аналоговые выходные каскады — действительно дискретные и балансные. Так что к конструкции вопросов нет — остается только слушать.
Аппарат находился у меня несколько недель, поэтому сначала я «зациклил» на нем воспроизведение на пару дней. Затем прослушивание в основном проводилось в связке с компьютером и сетью, потому как эти варианты использования видятся мне первоочередными.
Отмечу, что разница в софте немного более очевидна, чем переброс потока из одного и того же софта на разные входы. Ну а дальше надо было попробовать и классический дисковый транспорт, пусть это и не основной вариант использования.
Иной характер звука
Первое, на что я обратил внимание при прослушивании — несколько иной характер звука, чем я ожидал. Правда, предыдущая версия 280-го мне не знакома, но вот средние и старшие компоненты производителя я слушал. И если их отличает спокойная сдержанность, даже некоторая отстраненность, то здесь звук экспрессивный, мускулистый и требующий обратить на себя внимание.
Для начала поставил альбом Katie Melua «Album No. 8». Звук достаточно детальный, динамичный, но сразу заметно, что все в целом звучит ярче и фактурнее. Та пастельная окраска, будто бы запыленность и смягченность звука, которая заложена на записи изначально, заметна меньше обычного. Все чуть более многоцветное, хотя именно окраски в смысле перекоса я никакой не заметил.
Подачу хочется охарактеризовать как «хрустальную» — фактур в звуке много, и они не мягкие-бархатные, а скорее гладкие, с очерченными гранями. Все это не очень укладывается в имеющиеся у меня представления о фирменном звуке производителя — и, пожалуй, это интересно.
Равно как и то, что звук будто бы уворачивается от ярких особенностей. Сам по себе он вроде бы экспрессивный, а пробуешь поискать характерные черты — и внимание с них будто бы соскальзывает. Так что аппарат не назовешь явно окрашенным.
Частотный диапазон передается ровно, уверенно, есть все составляющие, и результирующая вполне ровная и уверенная. Из особенностей можно отметить подачу верхней середины и верхов: они не то чтобы яркие, скорее какие-то подчеркнуто прозрачные и промытые. И опять в голове вертятся стеклянно-кристаллические ассоциации.
Вернемся к формальным критериям. Динамика — по крайней мере, на примере этой записи — отменная. Я бы сказал, даже слега подчеркнутая. Детальность по всему диапазону кажется высокой, хотя некоторую часть послезвучий аппарат сильно уводит на второй план, делая явный акцент на основных тонах. Но в целом звук информативен.
Звук безусловно светлый — тут совершенно однозначно. Что касается сцены, масштаб средний, но без тяготения к камерности. Ширина-глубина присутствуют, а по фактуре — в первую очередь прочерчены основные линии, но достаточно отчетливо и резко.
Следующая запись — Marilyn Manson «We Are Chaos». Здесь тоже заметно, насколько все прозрачно, промыто, отчетливо и даже прямолинейно. Правда, напряженно-истеричная подача самого альбома неожиданно показалась мягче и спокойнее в эмоциональном плане.
Впрочем, на сложных, перегруженных фрагментах аппарат не терялся, справляясь в том числе и с басовой составляющей без потери контроля. Сцена на примере этого альбома достаточная по ширине и глубине, но чуть формальная, а лучше будет сказать — подчеркнуто-правильная.
Если нравится, когда качает
Альбом Burnt Friedman «Con Ritmo». Интересно было послушать перкуссию. Есть объем, звучание фактурное. Отменное чувство ритма, который кажется иногда даже слишком подчеркнутым, форсированным. Четкий и технически правильный звук, но без особых заморочек в плане передачи воздуха и атмосферы.
Вроде бы все есть, но вот эта педантичная правильность и некая нелюбовь к пластичности — это уже вопрос вкусов и предпочтений. Впрочем, тем, кому нравится «качающий» ритм, тут все как раз придется по вкусу.
Редкая запись All That Jazz «Ghibli Jazz Live», которую наконец-то выложили в Tidal в приличном качестве, удивила в первую очередь искристой экспрессией. Там и на самой записи этого в достатке, и аппарату явно это созвучно.
Яркий, цветной звук (но без крикливости и навязчивости), приличные динамика и детальность, но в то же время явное предпочтение отдается основным тонам, а не послезвучиям. И сцена здесь получилась неплохая, с глубиной и шириной, но скорее плотно заполненная, чем воздушная.
У меня были некоторые сомнения касательно классической музыки — мне казалось, что для нее этот ЦАП окажется не совсем подходящим. Включил запись произведений Пуленка в исполнении Паскаля Роже (Pascal Rogé).
Получилось вполне детально, атмосферно, и здесь я не заметил явного сокращения протяженности — послезвучия аппарат не съедал. Неплохое естественное затухание звуков, и без избыточного подчеркивания основных тонов.
Так что мягкость и пластичность как произведений, так и конкретного исполнения здесь не стала проблемой. Вероятно, все сдержаннее, чем в идеальном случае, но в целом — лучше ожидаемого. И в первую очередь ЦАП делает акцент на музыку, а не на формальный разбор звуков.
Напоследок послушал одно из исполнений «Реквиема» Верди. В целом — очень неплохо. Масштаб есть, динамика и детальность держатся уверенно даже на сложных фрагментах. Оркестровая сцена правильная, хотя глубина и небольшая. Чуть прибраны эмоции: если представить эмоциональный диапазон как частотный, то его края будут немного пригашены, а основная часть, наоборот, приподнята.
Звучание отдельных инструментов читается хорошо, тембрально все вполне достоверно, хотя здесь тоже можно заметить немного формализации и упрощения. Звук иногда пытается быть более «правильным», чем ему бы стоило быть. Возможно, есть немного зажатости. Но в остальном — вполне уверенный результат для очень сложного музыкального материала.
Также надо сказать несколько слов о работе с другими входами и иным материалом. Транспорт, подключенный по AES/EBU, в принципе не показал какой-то кардинально отличной картины звука — все примерно в той же звуковой парадигме. Сравнивал один и тот же материал в виде CD, его копии, воспроизводимой с сервера, и предположительно того же материала со стриминговых сервисов — в случае с нашим аппаратом разница заметна лишь в сложных нюансах.
Так что в плане подключения все весьма универсально — собственный звуковой почерк аппарата имеет гораздо больше влияния. В то же время разницу материалов с разным битрейтом (сделанный вручную даунсэмплинг до 16/44) слышно — и разницу в работе того же компьютерного софта тоже вполне можно отследить.
Выводы
Первое, что напрашивается в качестве вывода — это точно не аудиофильский аппарат. Выслушивать на нем нюансы записей и всякие тонкости не очень хочется, да и не совсем получается.
Но при этом он весьма неплохо играет музыку, в том числе современные жанры вроде танцевальной электроники или хип-хопа. И далее — вплоть до классической музыки. Результат практически всегда ровный и предсказуемый. Хороший ритм, экспрессия и несколько силовое (но без назойливости или вульгарности) звучание также несомненно найдут своего слушателя.
Вдобавок отличный функционал «цифрового комбайна», приличный софт и совместимость. Так что список положительных качеств получается большой. Все остальное — вопрос вкусов.
Музыкальный материал
All That Jazz — Ghibli Jazz Live / 16/44 Flac Stereo
Burnt Friedman — Con Ritmo / Nonplace / 16/44 Flac Stereo
Katie Melua — Album No. 8 / BMG / 24/44 MQA Stereo
Marilyn Manson — We Are Chaos / Loma Vista / 24/48 MQA Stereo
Pascal Rogé — Poulenc — Nocturnes, Suites, 6 Improvisations, Intermezzi, Villageoises / Decca / 16/44 Flac Stereo
Verdi — Requiem Elisabeth Schwarzkopf, Christa Ludwig, Nicolai Gedda, Nicolai Ghiaurov, Philharmonia Orchestra, Philharmonia Chorus, Carlo Maria Giulini / Warner Classics / 24/192 MQA Stereo
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ЦЕНА
252 500 рублей
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Тип устройства: ЦАП/стример
Цифровые входы: AES/EBU, Coaxial x 2, Toslink x 2, USB, LAN, Wi-Fi, Bluetooth aptX
Поддержка PCM: 16–32 бита (32 — только по USB) / 44,1–384 кГц (352,8 и 384 — USB)
Поддержка DSD: DSD 64, 128, 256 (только USB и LAN)
Аналоговые выходы: RCA, XLR — с фиксированным уровнем 2 В / 100 Ом
Частотный диапазон: 2–100 000 Гц +0/-3 дБ
Гармонические искажения: 0,001%
Интермодуляционные искажения: 0,002%
Динамический диапазон: 120 дБ
Соотношение сигнал/шум: 118 дБ
Разделение каналов: 116 дБ
Потребляемая мощность: 10 Вт
Параметры сети: 240 В / 50 Гц
Размеры(ШхВхГ): 429х86х333 мм
Масса: 7,5 кг