Сетевой цифроаналоговый конвертор dCS Bartók DAC
27.07.2021

 

  Автор: Руслан ТАРАСОВ

 

 

  Поначалу похожий ЦАП, оснащенный сетевым модулем и продвинутым усилителем для наушников, активно продвигался компанией Data Conversion Systems в топы сегмента Head-Fi. Но сегодня мы испытаем более лаконичную и доступную версию “Бартока”, у которой опции для наушников вообще не предусмотрено.

 

 

 

  РАСКРЫВАЯ СУТЬ

 

  Британская dCS, безусловно, уже вписала себя в число компаний, которые находятся на самом передовом рубеже разработок в области цифрового аудио. Опыт у нее колоссальный – в следующем году Data Conversion Systems отпразднует свое тридцатипятилетние. В 2019-м она была удостоена авторитетнейшей королевской награды за технологические инновации. И продвинутые аудиофилы знают, за какую именно – за Ring DAC, сочетающий преимущества высокопроизводительной цифровой фильтрации по сложным алгоритмам декорреляции аудиоданных с методикой преобразования, основанной на резистивных матрицах.

 

  И то, и другое, надо сказать, уже сильно не бюджетные технологии. Создание, оптимизация и отладка алгоритмов обработки звука для программируемых процессоров FPGA является весьма наукоемким и закрытым процессом – компании, использующие эту интеллектуальную технологию, оберегают ее как святыню. А классическая “лестничная” архитектура ЦАПов (к ним отнсятся и R2R преобразователи, и “бинарные” конверторы с цепочками R+2R+4R...) может показать хорошие результаты лишь при беспрецедентно высокой точности подгонки всей обоймы сопротивлений в каждом конверторе и потому практически не пригодна для массового производства.

 

 

  Однако в Data Conversion Systems к перечисленному прибавили еще несколько ноу-хау. Вместо единого опорного источника тока, стоящего перед матрицей резисторов, они применили 48 равноценных источников. Алгоритм включения этого массива обсчитывается все тем же процессором на FPGA, причем для “мэппинга” аудиосигнал переводится в 5-битовую форму (с частотой выборок от 2,822 до 6,144 МГц). Наконец, под каждую исходную частоту дискретизации включается и свой набор наиболее “правильных” цифровых фильтров. Короче, все очень премудро, зато, как утверждают в dCS, сведены к нулю все линейные и искусственные искажения фильтрации/преобразования, которые неизбежно присутствуют в других ЦАПах. Слово “Ring”, кстати, в названии технологии появилось, потому что процессинг идет как бы по кругу.

 

  Еще два десятилетия назад dCS делилась своей разработкой с другими. В частности, упрощенный Ring DAC раннего поколения применялся в одном из топовых CD-проигрывателей Arcam. И это был, пожалуй, единственный случай, когда крутейшую технологию можно было заиметь, купив относительно недорогой для High End Audio компонент. Но потенциал у Ring DAC современного пятого поколения намного выше – сегодня он реализован по максимуму только в топовом комплексе из компонентов dCS Vivaldi (отдельно транспорт + мастер-клок + апсэмплер + сам ЦАП). За ним следует система dCS Rossini – она также основана на Ring DAC пятого поколения и подразумевает компонентный апгрейд.

 

  «Простой» Bartók DAC был выпущен dCS в 2018 году на смену конвертору Debussy. В новинке тоже используется Ring DAC, однако имеющаяся на борту система питания и тактовый генератор не настолько продвинуты, как у флагманов, за счет чего и цена компонента намного ниже (по меркам dCS это означает не дороже $15000 долларов).

 

 

  Вот такой аппарат в полной комплектации, со встроенным телефонным усилителем референсного класса (обеспечивал выходную мощность до 1,4 Вт на 33-Омные наушники при чрезвычайно низких искажениях, имел настраиваемое через меню ослабление усиления и кроссфид триумфально отметился во многих западных рецензиях. В том числе – и за наличие продвинутого сетевого интерфейса, управляемого через фирменное приложение dCS Mosaic Control и который обеспечивает работу с аудио PCM/MQA до 24 бит/384 кГц и DSD128, включает поддержку популярных потоковых сервисов и совместим с Roon.

 

   

   

   

   

   

   

 

  В нашей стойке – облегченная машина без выхода на наушники, но в остальном функционал у нее тот же. Цифровые источники можно подключить по USB, S/PDIF и двойному AES (позволяет передавать с дискового транспорта поток DSD). Есть обычные и балансные выходы. Они не только регулируемые, но и с селектором максимального уровня (0,2, 0,6, 2 и 6 вольт). Предусмотрены входы для внешнего эталонного тактового генератора и выход для Master Clock. Наконец, на лицевой панели мы видим и характерный для всех современных компонентов dCS дисплей с меню и набор кнопок управления.

 

 

  Тестирование устройств такого уровня не имеет смысла проводить в каком-либо компромиссном тракте, поэтому для него были отобраны компоненты, обеспечивающие беспрецедентно высокое разрешение. Их, кстати, мы представим в следующих обзорах, а сейчас – все внимание “Бартоку”.

 

  Начнем с USB. В аппарате есть вход и для “флешек”, и для асинхронного приема данных с PC. Первый, как выяснилось, совместим с файловыми системами FAT32, NTFS и APFS (MacOS), но игнорирует ExFAT. Оба способа ввода сигнала по качеству звучания равноценны, если на компьютере используется софтовый плеер, проигрывающий аудиофайлы из ядра в режиме bit-perfect. Но если в последнем включить какой-либо процессинг или передискретизацию, как тут же появляются отличия. Это очень хороший признак – USB-интерфейс в Bartók DAC, похоже, не замыливает ничего.

 

  Разберемся с выходными уровнями. Установка на 6 вольт определенно наилучшая для получения самой размашистой впечатляющей динамики и для минимизации влияния межблочного кабеля. Тут проявляется и супер детальность, и очень информативный бас, и середина наиболее открыта и эмоционально подогрета, хотя последнее не всегда к месту.

 

  Отмеченная гладкость на СЧ чуть ослабляется при переходе на стандартные 2 вольта. Звучание становится естественнее и прозрачнее, тонкий микродинамический рисунок в основном диапазоне проступает лучше, но нюансов на ВЧ уже меньше. Если принять во внимание лучшее наполнение энергетикой нижнего регистра и более сфокусированное построение сцены, то этот вариант можно признать самым точным и сбалансированным. В дальнейшем все прослушивания велись именно при такой установке.

 

 

  Попробовали и более низкие напряжения. При 0,6 вольта тональный баланс еще темнее, зато звучание получается буквально бархатным по динамике (во всех случаях говорим о прослушивании на скорректированной громкости для одинакового SPL).

 

  При 0,2 вольтах уже прослеживается некоторая замыленность и заметно “грузнеет” низкий регистр. Возможно, такой низкоуровневый режим просто не очень подходит к конфигурации испытательной системы, но отлично покажет себя с каким-либо высокочувствительным ламповым усилением.

 

  Теперь – к основной части испытаний: сетевое подключение против эталонного SACD-источника, соединенного двойной шиной AES/EBU.

 

  Тут начинаются чудеса. С любого дискового носителя все звучит так, будто это вообще не цифровое исполнение – никакой едкой подкрашенности PCM, никакой гранулярности на ВЧ, нет даже мелких пространственных неоднозначностей, которыми грешат абсолютно все оригинальные CD-издания в сравнении с винилом или студийными Hi-Res. Аналоговый эффект еще более выражен при проигрывании слоя DSD – у всех виртуальных образов появляется некая зримая цельность, еще живее общая атмосфера...

 

  Что здесь удивительного? Принятый для SACD стандарт DSD64 на деле порой не лучше PCM 16 бит/44,1 кГц – да, он передает больше звуковой информации, технически охватывает более широкий диапазон, но сильно уступает в органичности более высокому DSD128 (иногда вообще возникает ощущение, будто музыкальное событие в трактовке DSD64 сложено из паззлов, из которых что-то выпало). Ring DAC же заставляет звучать любой однобитовый формат с фантастической откровенностью и натуральностью.

 

 

  И тоже самое он делает со всеми файлами (и однобитовыми, и PCM Hi-Res), которые берет для воспроизведения с сетевого хранилища, показывая тем самым, что и его сетевая плата вполне может считаться эталонным источником. Впрочем, качество звучания по сети наверняка может получиться и выше, если оптимизировать весь домашний сегмент Ethernet и перейти на Roon (напомню, что сам Bartók DAC принимает сигнал только по витой паре, хотя управляется с мобильных гаджетов через беспроводные интерфейсы).

 

  Подробно описывать все цифровые фильтры, разделенные по принципу обработки на две группы (DXD, DSD) нет смысла – отличия между ними чрезвычайно тонкие, а главное, что они не нарушают технической безупречности. Установки, которые в DXD идут первым номером, дают более обостренную детализацию и более структурные звонкие. А использование для PCM передискретизации в DSD дает или дополнительное смягчение или более плотное заполнение сцены.

 

  Общие впечатление после несколько часов прослушивания разной музыки из всех доступных источников на Bartók DAC таковы. Он универсален. Даже пережатые треки из Spotify на нем звучат с каким-то благородством – не режут слух ни своим “примятым” басом, ни зазубренными верхами. Из Tidal качество звучания на некоторых потоках в MQA, развернутых до 384 кГц, получается иногда просто шедевральным. Этим новый ЦАП dCS способен вызвать доверие к стриминговым источникам даже у самых закоренелых скептиков.

 

 

  Прочие способы прослушивания из собственных фонотек (по USB, по сети, через дисковый транспорт), примерно равноценны друг другу, хотя по кабелю USB, идущего из “макбука”, нередко получалось вынимать из знакомых тестовых записей какие-то еще более тонкие тональные штрихи и совсем крошечные пространственные детали.

 

  Однако на всех музыкальных программах высокого качества вы всегда заметите три ключевых признака работы Ring DAC:

– фантастическую ясность на самых тихих фрагментах и небывалую чистоту на громких;

– полное отсутствие цифровой агрессии на СЧ/ВЧ (если такого дефекта, конечно, нет в самой записи) – Bartók DAC выдает все буквально с шелковой гладкостью;

– потрясающую убедительность басовых составляющих, которая подкрепляется на другом конце диапазона и натуральной не перенасыщенной воздушностью.

 

  “Барток” не воспринимается абсолютным эталоном, как топовые компоненты dCS – где-то он привносит свою игривость, а где-то усиливает определенные эмоциональные оттенки. Но именно из-за такого живого и творческого склада в воспроизведении его и хочется оставить в своей системе, причем оставить надолго. Поскольку равных ему совсем мало.

 

 

  КОМПОНЕНТЫ

  Смартфон   Vivo X50 Pro

  Ноутбук   Apple MacBook Air A1465

  CD-транспорт   dCS Vivaldi

  Предусилитель   Boulder 1110 Preamplifier

  Усилитель мощности   Boulder 1160 Stereo Amplifier

  Акустические системы   EgglestonWorks Kiva

 

  Кабели

  межблочные   XLR Siltech Royal Signature

  цифровые   In-Akustik Referenz High Speed USB 2.0

  акустические   Siltech LS180iQ

  силовые   Siltech Ruby Hill II и IsoTek Elite

 

  Фильтр питания   Puritan PS106-DC

 

  dCS Bartók DAC

  Производитель: Data Conversion Systems, Ltd (Великобритания)

  www.dcsaudio.com

 

  Входы: Dual AES/EBU, S/PDIF: RCA Coax, BNC и TOSLink, 2 BNC World Clock, LAN (до 24 бит/384 кГц, DSD64, DSD128, MQA), USB Type-A (до 24 бит/384 кГц, DSD64, DSD128, MQA), USB Type-B (до 24 бит/384 кГц и до DSD128 DoP) || Выходы: стереопары XLR и RCA, LAN Loop, BNC World Clock || Выходное сопротивление XLR/RCA: 3/52 Ом || Сетевые поключения: UPnP, Roon Ready, AirPlay, Spotify Connect (+Tidal, Qobuz, Deezer) || Разделение каналов: более 115 дБ || Искажения: ниже -105 дБ || Отношение сигнал/шум: более 113 дБ || Потребляемая мощность: 25-50 Вт || Габариты: 444 x 115 x 430 мм || Масса: 16 кг ||

 

(c) Salon AudioVideo

 

 

  • Яндекс.Метрика

Copyright © 2012-2024 Политика конфиденциальности