Обзор медиа-сервера Rhein Z1, свитча с клоком Bonn N8 Pro CLK и блока питания Forester F2
Совсем недавно я рассказал о впечатлившем меня цифровом медиа-транспорте Silent Angel Munich M1T. Многие им ограничатся – чего еще желать, как не хороший источник по разумной цене. Но это не единственное устройство, выпускаемое компанией. Аудиофилы постоянно ищут способы улучшения звука, зачастую тратя на второстепенные, как могли бы подумать далекие от нашего увлечения люди, вещи немалые деньги. И если собирать полный комплект, рекомендованный Roon, состоящий из транспорта, сервера, свитча, и, конечно же блока питания, к которому можно подключить все эти устройства, то источник с каждым новым подключенным компонентом выходит на новый уровень. Так, например, M1T имеет внешнее питание – 5 Вт 2А, а в комплекте идет простенький блок питания, который так и просится на замену. Silent Angel предлагает универсальный аудиофильский блок питания Forester F2, с которым источник звучит гораздо лучше. О блоке питания Forster F2 я расскажу ниже, а сначала поговорим о музыкальном сервере компании Silent Angel Rhein Z1.
Rhein Z1 – музыкальный сервер, выпускаемый компанией Silent Angel в бесшумном алюминиевом корпусе (на котором построено все охлаждение) в стиле Apple Mac Mini. Устройство изготовлено на полностью кастомизированной PC-платформе с 1 ГГц процессором, впрочем, название процессора компания нигде не упоминает. Сервер продается в двух версиях с 8 и 16 Гб памяти, стоят они соответственно на момент написания обзора 157 и 171 тыс. руб. И лучше брать версию с 16 Гб, так как она обеспечивает более оптимальную и устойчивую работу с Roon сервером.
На задней панели сервера есть несколько USB-выходов, один из которых годится для воспроизведения аудио. Т.е. несмотря на то, что главное предназначение устройства является работа в качестве аудио-сервера, его так же можно использовать в качестве аудио-источника, снимая сигнал аудио со специализированного USB-выхода непосредственно на DAC. Соседние USB-разъемы позволяют подключить внешние устройства – диски, флешки, с которых Z1 так же может считывать информацию.
Сервер довольно увесистый, сделан очень качественно. С моей точки зрения, это достойный конкурент серверу Nucleus, поставляемый компанией Roon. Но, в отличие от компании Roon, где используется только кастомный корпус, а внутри стандартная платформа Intel Nuc, в Rhein Z1 расположена полностью кастомизированная платформа, как утверждают в компании, предназначенная для аудиофильского прослушивания музыки. Все компоненты заточены под аудиофильские нужды, с уменьшением шумов, с улучшенными дорожками и тд.
Что касается самой платформы, то выполнена она следующим образом: на ней расположены два слота для PCI-E- дисков. Можно ставить как eSATA, так и NVMe-диски. Причем вторые предпочтительнее по скорости и работе. Один слот используется для загрузочного диска с операционной системой. Второй – для хранения музыки. Максимальная емкость дисков, которые можно поставить – 2 Тб. Специального места для HDD или SSD-дисков нет. Диски устанавливаются непосредственно на плату. Мой совет, если хотите поставить диск с максимальной емкостью, лучше брать устройство без диска, а затем установить его самостоятельно. Версия сервера, который мне дали для теста, была с 250 Гб диском, что, конечно, недостаточно для хранения хорошей музыкальной библиотеки.
Так же на задней панели находится HDMI-выход, но пока это нерабочий выход, который, возможно будет в будущем как-то использоваться после апгрейда программного обеспечения сервера. Апгрейды как для транспорта M1T, так и для сервера Z1 выпускаются регулярно, и обновить систему сможет любой пользователь, выбрав соответствующий пункт меню в приложении.
Основное предназначение Z1 – работать сервером в связке M1T. Но, как я уже сказал, он может быть и транспортом. В устройстве установлен сервис Roon-сервера, который может выводить музыкальный сигнал по USB (настраивается через меню), также на борту имеется UPNP-рендер и UPNP-сервер. Управление осуществляется с того же приложения VitOS Orbiter для Android или iPad, что и для управления транспортом M1T. И если расставлять приоритеты по звуку, то, конечно же, как транспорт лучше всего работает Munich M1T. Но еще лучше они работает связка – транспорт-сервер M1T + Z1.
В отличие от M1T, кнопка включения Rhein Z1 находится на передней панели. Для настройки устройства нужно использовать приложение VitOS Manager, которое так же можно скачать и для Apple, и для Android. С его помощью можно включать и выключать Roon-сервер, перегружать его, переписывать контент с подключенных к устройству флешек на внутренние диски, а также обновлять программное обеспечение. Чтобы Rhein Z1 работал как источник, необходимо использовать приложение VitOS Orbiter.
Когда слушаешь Munich M1T с хорошим ЦАП (у меня на этот момент был ЦАП ASA Audio), кажется, что звук уже настолько хорош, насколько он только может быть. Возьмем трек Truth or Dare, исполняемый The Kyteman Orchestra. Он сразу закручивает в музыкальной воронке, создаваемой оркестром со множеством струнных и духовых инструментов, на фоне которых звучит низкий голос вокалиста. Но если тот же трек включить в системе Munich M1T с сервером Z1, начинаешь слышать каждую скрипку отдельно. Даже голос становится не только чище и глубже, но и улучшается разборчивость и артикуляция речитативного исполнения. Изменения просто головокружительны! Поэтому как Silent Angel, так и Roon настоятельно рекомендуют использовать совместно два устройства: транспорт и отдельный сервер, ведь, как мы убедились, именно в этом случае достигается наилучший результат по звуку. Сервер Z1 будет производит различные вычисления (апсемплинг, dsp-процессинг, рум-коррекцию и тд), не нагружаясь для непосредственного воспроизведения, которым теперь занимается транспорт Munich M1T. На вход транспорта подается обработанный материал, на вычисления которого тратится намного меньше ресурсов, таким образом обеспечивается более качественное звучание.
Чтобы улучшить звучание связки M1T и Rhein Z1, компания Silent Angel также выпустила для них единый блок питания – Forester F2. На F2 расположены две группы разъемов: 5 Вт и 12 Вт. Перепутать их невозможно, разъемы имеют индивидуальную конфигурацию (разные джеки и кабели) для каждой из этих двух групп. Более того, Silent Angel дополнительно продает специальные качественные аудиофильские кабели питания для подключения M1T и Z1 к блоку питания, которыми можно заменить кабели, которыми комплектуются эти устройства. Такая замена действительно работает, причем не на уровне «то ли слышно, то ли нет», а со вполне ощутимой разницей в качестве звука – появляются новые нюансы, звук становится еще более прозрачным и чистым. И если вернуться к нашему треку группы The Kyteman Orchestra, то с добавлением блока питания помимо добавления прозрачности звучания, по-новому раскрывается бас — он становится более глубоким и очерченным.
Как 5 Вт, так и 12 Вт разъемы на Forester F2 дополнительно поделены на 2 группы – 1 и 2 А и 1 и 3 А соответственно. И тут нужно быть внимательным при подключении внешних устройств. Сервер и транспорт требуют более высокую мощность для качественной работы.
Если сравнивать по итогу звучание транспорта M1T, работающего в одиночку, со звучанием с транспортом, блоком питания и специальными кабелями, то уровень качества звука в полном варианте намного выше. Эту разницу хорошо слышно на каждом этапе: при подключении транспорта к блоку питания, сервера к транспорту, сервера к блоку питания и при замене кабелей. Разница заключается в проработке деталей, повышения разрешения в басе и прозрачности звука. Впрочем, это неудивительно, так как питание имеет огромное значение для улучшения звука компонентов системы.
В рамках данного комплекта мне также был предоставлен для обзора сетевой коммутатор Silent Angel Bonn N8 Pro CLK – восьми портовый свитч с 10 МГц входом для подключения внешнего клока. Но тут удивляет, что ни транспорт M1T, ни сервер Z1 не имеют 10 МГц входа для внешнего клока – в этом случае можно было бы все устройства синхронизировать по клоку. С помощью этого свитча мы можем соединить сервер с транспортом, подключить все к Интернету и получить необходимую развязку между всеми сетевыми устройствами в подключенной системе, чтобы не было каких-либо серьезных помех в аудиосигнале. В отличие от более ранних устройств компании, где использовались стандартные коммутаторы с добавлением более качественного питания и клока, в данном свитче, так же как и в транспорте с сервером, используется полностью кастомная платформа. Построена она на одном из современных чипов Realtek. Здесь можно найти и качественные развязочные трансформаторы, и специальный импульсный блок питания с претензией на аудиофильность. На корпусе у коммутатора расположен вход для питания 12 Вт 1 А – именно такой разъем у нас остался свободен на блоке питания Forester F2. По сравнению с обычным коммутатором без клока разница в звуке даже с использованием внутреннего клока колоссальная. К примеру, при воспроизведении трека Abby Road Blues группы ERA после подключения системы к свитчу N8, сцена, и без того широкая, стала еще больше, а пространство буквально задышало воздухом, заполняя комнату новыми звуками!
Впрочем, внутренний генератор тактовой частоты здесь действительно хороший и реально работает. Когда я подключил к 10 Мгц порту свой внешний клок Sotm, стоимостью в районе 5 тыс евро с внешним блоком питания, то разница по-сравнению с внутренним клоком хотя и была слышна, но не сказать, что она была настолько существенная.
Silent Angel – аудиофильская компания, которая не упускает никаких мелочей, работающих на улучшение звука. А значит – помимо качественных кабелей, нужны еще и подставки. И они у компании тоже есть, и они тоже работают. К тому же, у виброразвязок резиновые прокладки на ножках, с которыми гораздо спокойнее устанавливать все устройства друг на друга.
Мы все знаем, как сложно и часто очень дорого приходится добиваться малейших положительных изменений в звуке. Silent Angel – это не просто набор цифровых устройств для воспроизведения музыки. Для одних — это путь, который может пройти аудиофил, постепенно улучшая свою систему. А для других — это готовое комплексное решение — качественный источник, в котором учтены все аспекты цифрового воспроизведения аудио.