Тест - Cen.Grand DSDAC 1.0 Deluxe Model
Вы можете знать следующее: иногда все складывается совсем не так, как вы изначально планировали. Это произошло со мной от начала до конца, когда я тестировал лучший цифро-аналоговый преобразователь DSDAC 1.0 Deluxe Model от Cen.Grand DAC.
Но сначала о главном: На самом деле испытание не было запланировано в Hifistatement. В своем отчете об усилителе для наушников Cen.Grand 9i-92SA III наш главный редактор в целом упомянул об "очень интересных ЦАПах" и особенно об "огромном и захватывающем DSDAC1.0" от той же компании. Видимо, в далеком Китае на Cen.Grand тоже внимательно прочитали этот отчет, потому что прошло совсем немного времени, и это устройство поступило в Hifistatement с просьбой взглянуть на него. Возник вопрос, кто из редакции должен этим заняться, но планы уже были согласованы. Наш главный редактор может быть очень обаятельным в таких вещах. Он ловко объединил свое предложение мне взять на себя проведение теста с ключевым словом DSD upsampling и намеком на то, что у меня должен быть большой опыт работы с ним, поскольку мой ЦАП PS Audio DirectStream делает нечто подобное. Мой интерес был большой, но я с готовностью признаю, что не имел ни малейшего представления о том, чего ожидать. С прошлого теста я приберег для себя мысль: какой-то небезынтересный ЦАП из Китая, но это все.
ЦАП Cen.Grand с большим янтарным дисплеем
Первый сюрприз наступает сразу после того, как вы распаковываете его. ЦАП Cen.Grand выполнен в массивном, прекрасно изготовленном алюминиевом корпусе и весит внушительные 12 килограммов. Кто-то очень серьезно хочет играть в высшей лиге. Спереди доминирует большой дисплей янтарного цвета, который легко читается даже на расстоянии. Слева от него расположены шесть маленьких кнопок, которые управляют всеми функциями ЦАП. Кроме того, всеми важными функциями ЦАП Cen.Grand можно управлять с помощью пульта дистанционного управления, который также помещен в прочный алюминиевый корпус. Второй сюрприз следует за ним по пятам, когда мы смотрим на заднюю панель. "Универсальность и гибкость" - вот девиз этой модели. Мы находим пять цифровых входов для USB, XLR (AES/EBU), RCA (S/PDIF), BNC (S/PDIF) и TOSLINK (S/PDIF). Вход USB принимает PCM до 24 бит/384 килогерц и DSD256, а со специальными драйверами даже DSD512! Другие входы обрабатывают PCM до 24 бит/192 килогерц, а также DSD64.
С помощью пульта дистанционного управления можно управлять всеми важными функциями
Кроме того, имеется аналоговый линейный вход, где мы можем выбрать между балансным (XLR) и небалансным (RCA), и который превращает ЦАП Cen.Grand в предусилитель. На стороне выхода также имеется либо небалансный выход RCA, либо балансный выход с гнездами XLR. Цифровые входы выбираются с помощью кнопки "Input". Если нажать эту кнопку дольше, можно выбрать один из режимов работы "Прямой" или "Громкость". "Direct" означает, что сигнал выводится на полный уровень без регулировки громкости, что полезно при подключении к предусилителю, в то время как в "Volume" - как следует из названия - уровень выходного сигнала регулируется с помощью регулятора громкости ЦАПа Cen.Grand. Переход в режим "Direct" осуществляется в два этапа для защиты усилителей мощности и динамиков: Сначала на дисплее появляется мигающее предупреждение "please reduce the amp volume", напоминающее о необходимости уменьшить регулятор громкости на предварительном усилителе, что должно быть явно подтверждено повторным нажатием кнопки "Input". Очень разумная мера предосторожности, на мой взгляд. При переключении обратно из режима "Direct" в режим "Volume" это сообщение не появляется, так как уровень в режиме "Volume" не может быть выше, чем в режиме "Direct".
Дисплей информирует о выбранном входе (USB), режиме апсемплинга (Rising), формате источника (PCM 48 килогерц), целевом формате (DSD1024), типе фильтра (1), режиме громкости (Volume) и установленной громкости в децибелах.
Для переключения с цифровых входов на аналоговые используются клавиши "P/D". В целях предосторожности во время переключения громкость здесь устанавливается на -50 децибел, и это значение затем мигает на дисплее. Регулятор громкости не включается снова, пока мы не повернем его против часовой стрелки до уровня ниже -50 децибел. Чтобы выбрать XLR или RCA, мы снова используем кнопку "Input". В аналоговом режиме секция ЦАП отключается в соответствии с топологией схемотехники Cen.Grand. Подведем итоги: концепция работы очень хорошо продумана.
Третий сюрприз заключается в том, что ЦАП Cen.Grand работает с 1-битной архитектурой и всегда преобразует все входящие данные - включая PCM - в сигнал DSD, даже до DSD1024 при желании.
Панель подключения ЦАП Cen.Grand четко разделена на аналоговые выходы, аналоговые входы и цифровые входы, а также выключатель питания и подключение к сети.
Для этого существует два режима работы, а именно "Rising" и "No Rising", что стало для меня очевидным только со временем. В режиме "Non Rising" сигналы DSD128/256/512 поступают на ЦАП напрямую через функцию обхода, т.е. без дальнейшего преобразования, в то время как DSD64 принудительно преобразуется в DSD128, а PCM - в DSD256. В режиме "Rising" мы можем сами решить, как должно быть выполнено преобразование: в DSD128, DSD256, DSD512 или DSD1024. Как мы увидим через некоторое время, звучание этих четырех вариантов совершенно разное. Кроме того, мы можем выбирать между восемью различными режимами цифрового фильтра. По техническим причинам каждое преобразование сигнала PCM в сигнал DSD происходит с потерями. Качество процесса преобразования в решающей степени зависит от алгоритмов расчета и фильтров, используемых для преобразования. Все усилия оправдывают себя только в том случае, если неизбежные потери при преобразовании сводятся к минимуму и компенсируются преимуществами при преобразовании потока данных DSD обратно в аналоговый сигнал. Поэтому высокоточные алгоритмы преобразования и экстраполяции, несомненно, являются сердцем этого ЦАПа и собственной разработкой Cen.Grand, которой они по праву гордятся. Однако что именно здесь происходит, не раскрывается. Техническая реализация требует больших усилий и осуществляется с помощью свободно программируемых FPGA (Field-programmable Gate Array) Xilinx Spartan-6 и Altera Cyclone IV, которые вместе обеспечивают огромную вычислительную мощность. Легко понять, что с концепцию, которую выбрала компания Cen.Grand, не может идти в какое либо сравнение с обычными готовыми микросхемами ЦАП.
Гравировка на крышке корпуса дает четкое представление о DSD-архитектуре ЦАПа
Насколько последовательно концепция DSD реализована в Cen.Grand, можно увидеть в архитектуре регулятора громкости. Хорошо известно, что цифровая регулировка громкости в 1-битном формате DSD технически неосуществима. Поэтому реализация осуществляется на аналоговом уровне с помощью превосходного специального компонента Muses 72320, который ослабляет сигнал с помощью высокоточной резисторной сети, в сочетании с чрезвычайно качественным и дорогим Muses OPAMP 02 - вы не найдете такого решения в любом другом устройстве. Интересна также архитектура часов, используемая в ЦАП Cen.Grand. Частота генерируются высокоточным тактовым генератором и распределяются напрямую без делителя частоты. Это необходимо для того, чтобы избежать ухудшения точности синхронизации и сопутствующего ей дополнительного джиттера. Кроме того, существует концепция "блокировки часов", которая призвана предотвратить расхождение высокоточных внутренних часов с часами внешних устройств. Большое значение придается чистому и стабильному электропитанию Cen.Grand. Два мощных тороидальных трансформатора отдельно питают цифровую и аналоговую секции. Большое количество стабилизаторов напряжения - в основном непосредственно на плате питания- обеспечивают стабильные показатели и развязку отдельных компонентов.
ЦАП Cen.Grand изнутри: два тороидальных трансформатора сверху, конденсаторы фильтра слева и цифровая секция рядом с ними, часы экранированные под крышкой золотого цвета слева внизу, и аналоговый выходной каскад справа.
Используемые компоненты имеют высокое или очень высокое качество, как показывают вышеупомянутые схемы от Muses, конденсаторы серии Nichicon-Muse или RCA-разъемы WBT-nextgen. Качество изготовления также находится на высоком уровне; нет ни малейшего недостатка в качестве управления, например, регулятора громкости или пульта дистанционного управления. ЦАП Cen.Grand быстро интегрировался в мою цепочку: От Diretta Lucia Piccolo Bridge сигнал идет через USB в Cen.Grand, а оттуда в мой предусилитель. Я выбираю режим "Rising" с DSD1024 и настройкой фильтра 2. И тут происходит четвертый и настоящий сюрприз, который застает меня врасплох. ЦАП Cen.Grand убеждает меня совершенно независимым характером звучания, которого я не знаю у других ЦАПов в этом ценовом сегменте.
Вид на две матрицы FPGA , слева и справа на переднем плане.
Что сразу бросается в глаза, так это воспроизведение низких частот. Включив хит всех времен и народов "Hotel California" группы Eagles (Eagles: Hell Freezes Over - XRCD), я был поражен мощным и четким воспроизведением басов. Возможно, я так удивлен, потому что я много слушаю с PS Audio DirectStream, и воспроизведение басов не является одной из его сильных сторон. Вот почему я хочу узнать больше о том, что ЦАП Cen.Grand действительно делает в низкочастотном диапазоне, и испытать его на прочность с помощью "Children Of Sanchez" (Чак Манджионе: Дети Санчеса). Примерно через четыре минуты барабаны вступают в игру с яростью, и все начинает идти своим чередом. ЦАП Cen.Grand впечатляет великолепной смесью атаки и точности в сочетании с поразительной порцией смака. В то же время, нет никакой претензии на объем с жирным басом там, где его нет. В среднем диапазоне к мощному звучанию добавляются впечатляющие тембры. Давайте послушаем прекрасную "Alegrías" с Пепе Ромеро (Pepe Romero: Flamenco - K2HD): пассажи тремоло, где мелодическая линия меняется между отдельными группами тремоло, просто великолепно сыграны Пепе Ромеро. ЦАП Cen.Grand придает гитаре теплый и чувствительный тон, но при этом ультрадинамичный и шредерский на жестких аккордах. В "Тарантелле" Сарасате (The Chasing Dragon - Audiophile Recordings) солирующая скрипка начинает лирично и вкрадчиво во вступлении, а затем гонится по всему тональному пространству с бешеной скоростью и на самом высоком уровне сложности. Мягкие ноты чередуются с пассажами, исполняемыми с предельной жесткостью, высокие гармоники со средним и низким регистрами. Особенно в высоких регистрах, этот парфорс может быстро стать утомительным, и удовольствие пропадает. ЦАП Cen.Grand остается непоколебимым, и его полные, богатые тембры позволяют солирующей скрипке звучать округло и гладко во всем частотном спектре без какого-либо надрыва вплоть до самых высоких нот.
На переднем плане хорошо видны две микросхемы от Muses для управления громкостью
Сияние и красочность ЦАП Cen.Grand немного напоминают мне пленочный материал с повышенной насыщенностью цвета и особым цветовым блеском времен аналоговой фотографии. Благодаря этому пейзажные фотографии могут быть выполнены в особенно насыщенных и мощных цветовых тонах. Прелесть в том, что этот полнозвучный характер звучания достигается не за счет разрешения и детализации. Напротив, воспроизведение всегда остается чрезвычайно закрытым в звуковом отношении, без потери мельчайших деталей, которые так важны для музыкальных впечатлений. В "Simple Symphony, op 4 - Boisterous Bourree" Бенджамина Бриттена в исполнении TrondheimSolistene (The Nordic Sound - 2L audiophile reference recordings - 24/352) ЦАП Cen.Grand воспроизводит потрясающее взаимодействие между отдельными инструментами оркестра с их впечатляющей тонкой динамикой в захватывающей манере, благодаря чему даже самые тонкие детали этой записи, такие как филигранное пиццикато отдельных струнных групп или легкая реверберация помещения храма, остаются слышимыми в любой момент времени. Мой ЦАП PS Audio DirectStream имеет, пожалуй, немного больше "воздуха" вокруг отдельных инструментов, а пространственная глубина также немного расширена. С другой стороны, ЦАП Cen.Grand мне нравится больше, поскольку ширина сцены больше, а пространственная граница сзади более четко очерчена. В целом, звучание PS Audio более стройное и немного более решительное. Cen.Grand, с другой стороны, сочетает в себе полнозвучные тембры с элегантностью и мощью - в конечном счете, это дело вкуса. Честно говоря, я не слишком внимательно изучал различные настройки фильтров, поскольку их влияние на звук показалось мне довольно незначительным. Для меня фильтр 2 является хорошим компромиссом. Вопрос о том, должны ли мы всегда конвертировать каждый фрагмент данных в DSD1024, имеет большее влияние - ЦАП Cen.Grand дает нам определенную свободу выбора. Что касается данных ПКМ, то для меня этот вопрос быстро решен: Здесь я предпочитаю DSD1024, а не DSD512 или ниже, потому что звуковое впечатление от ЦАП Cen.Grand, который я только что описал, просто наиболее последовательно вступает в свои права.
Слева вверху: дискретный выходной каскад, рядом с ним справа: регулятор громкости; на высококачественные компоненты, такие как конденсаторы Nichicon Muses, скупиться не стали.
С исходным материалом в формате DSD ситуация несколько иная. Давайте послушаем альбом Paul Bedal - Guitar Quartet - (International Phonograph, Inc. (Pure DSD) - DSD256 - HDTT12736), джазовую запись, сделанную в Pro Musica Chicago непосредственно на 8-дорожечной деке Studer/Revox Custom с винтажными микрофонами. Отдельные части сложны, но не слишком тяжелы. Запись превосходна, а звук фортепиано передан просто захватывающе. На мой вкус, апконверсия в DSD1024 - это слишком хорошая вещь, поэтому теряется естественность звучания фортепиано и воздушность записи. Это относится и к хорошим записям в формате DSD128, таким как "Испанская сюита" - в версии High Definition Tape Transfers (Albéniz Suite Española - Frühbeck De Burgos New Philharmonia (Pure DSD) - DSD128 - HDTT7447). В "Севилье" (Sevillanas) лирическая мелодия облечена в форму танца андалузского происхождения в типичном ритме фламенко. Здесь ЦАП Cen.Grand особенно блистает великолепной насыщенностью цвета и мощным воспроизведением, которые идеально соответствуют характеру произведения. Здесь также апконверсия в DSD1024 слишком сильно смещает характеристики звука в сторону тембров, которые затем просто перестают казаться мне реалистичными. Хорошо, что у нас есть выбор: режим "No Rising" имеет смысл, особенно для DSD выше DSD64.
Заключение
Cen.Grand DSDAC 1.0 Deluxe Model - это великолепный ЦАП: превосходно выполненный, технически инновационный и обладающий совершенно уникальным характером звучания с величественной красочностью, сиянием и живостью.
Компоненты в тракте теста:
Компьютер Intel Xeon E3-1225 3,2 ГГц, 4 Гб RAM, Windows Server 2012R2 и 2019 с AudiophileOptimizer 3.0, JPLAY USB Card, линейный блок питания HDPLEX 400W ATX и линейный блок питания HDPLEX 200W Diretta Lucia Piccolo Bridge, LattePanda Alpha 864s с Intel 8th m3--8100y с Diretta Target Bridge или Volumio с линейным блоком питания HDPLEX 200W
Программное обеспечение - JPLAY Femto, JPLAY femtoServer, Upplay, JRiver Media Center 24, MinimServer, Roon Server, Volumio
Коммутатор локальной сети - SOtM sNH-10G i
Клок - тактовая частота 10 МГц SOtM SCLK-OCX10
USB SOtM USB-концентратор tX-USBultra
Цифро-аналоговый преобразователь PS Audio DirectStream DAC
Проигрыватель пластинок Platine Verdier
Тонарм Souther TRIBEAM
Картридж Clearaudio Veritas
Предварительный усилитель Erno Borbely , Omtec Anturion
Усилитель мощности Stax DA-80m, Omtec CA 25
Акустические системы Børresen 01 Cryo Edition, 2 x Velodyne Subwoofer DD-10+, Audioplan Kontrapunkt IV
Кабели и аксессуары - Van den Hul, JCAT Reference USB, JCAT Reference LAN, Analysis Plus Digital Oval Yellow, AudioQuest Eagle Eye Digital Cable, SOtM dBCL-BNC, Audioquest Niagara 5000
ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Cen.Grand DSDAC 1.0 Deluxe Model
Цифровые входы S/PDIF (AES, оптоволокно, RCA, BNC до 24/192 кГц и DSD64), USB-PC "B" типа (до 24/384 кГц и DSD64/128/256native)
Аналоговые входы 1x XLR балансный, 1x RCA небалансный
Аналоговые выходы 1x XLR балансный, 5 Vrms, 1x RCA небалансный, 2,5 5 Vrms
Диапазон регулирования громкости от 65 дБ до ~ 4 дБ
Вес 12 кг
Размеры 430 мм x 360 мм x 100 мм (Ш x Г x В)
Цена 409 710₽