ЦАП Cen.grand DSDAC 1.0 Deluxe Model и усилитель 9i-906 Silver Fox
High End Audio из Поднебесья продолжает завоёвывать новые высоты. Оба компонента в этом лаконичном сетапе — и цифро-аналоговый конвертор с уникальным апсемплером, и усилитель с несколькими режимами работы и вариантами подключения наушников — наверняка заинтересуют самых взыскательных аудиофилов.
В России китайский аудиобренд Cen.grand пока мало кому известен, однако иностранным аудиофилам представлять его не надо. Компания под таким названием вышла на рынок еще 13 лет назад и уже известна по всей Восточной Азии как производитель компонентов бескомпромиссного аудиофильского класса. А на Западе команду «Большого Чена» хорошо знают по статьям для самодельщиков и постам на хай-фай форумах, в которых китайские инженеры охотно делились своим опытом и идеями.
К слову, в начале своей корпоративной истории Cen.grand ставила перед собой весьма скромные цели — в кооперации с известными производителями электроники и чипов работала над улучшением Blu-ray- и медиапроигрывателей. Не все получалось, но команда не отступала перед сложными задачами и находила для них оригинальные решения, что в конечном итоге и помогло им произвести несколько моделей первоклассных AV-источников и ЦАПов.
В 2014 году Cen.grand стала делать и продвинутые усилители мощности, но вскоре была вынуждена до лучших времён прекратить их производство из-за нехватки полупроводников и иных комплектующих.
Но теперь у компании новая фаза. Полученный опыт она воплотила в целый ряд изделий Head-Fi высокого класса. Приход на рынок персонального аудио, которое продолжает бурно расти (особенно в Китае), принес Cen.grand и славу, и средства на развитие.
Самое удивительное, что её отнюдь недешевые модели усилителей/ЦАПов для аудиофильских наушников даже без какой-либо информационно-рекламной поддержки, а только за счет позитивных отзывов пользователей, стали пользоваться завидным спросом. А это, пожалуй, и есть лучшая оценка.
Далее мы познакомимся с двумя новыми компонентами Cen.grand топ-класса. Первый не имеет прямого отношения к Head-Fi, поэтому мы его отслушаем в стереосистеме. Для второго компонента также предусмотрено «сольное выступление», но итоги мы подведем, послушав оба компонента в тандеме.
Безбитовый
Именно так хочется представить Cen.grand DSDAC 1.0 Deluxe Model и вот почему. Этот ЦАП использует особый алгоритм конвертации входного цифрового потока PCM в однобитовый DSD 256, который далее может пересемплироваться либо в DSD 128, либо до DSD 1024. В первом случае частота повышается двухкратно относительно стандартных для SACD 2,8224 МГц, а во втором — аж в 16 раз! И при таких высоких частотах модуляции полезный сигнал из звукового диапазона теоретически уже можно рассматривать (с некоторым допущением, конечно) как аналоговый.
Идея использовать такой процесс не нова и даже реализована некоторыми производителями конверторов, однако в Cen.grand, потрудившись над ней пять лет, в итоге придумали уникальную схему, состоящую из «сдвиговых регистров» и массива резисторов, управляемых FPGA. Причем в вентильные матрицы зашили еще восемь режимов предварительной фильтрации, а заодно предусмотрели и «байпасную» функцию Non Rising, которая, согласно инструкции, выполняет лишь апсемплинг входного PCM и DSD 64/128 до DSD 256, не подвергая сигнал другим обработкам.
Также в DSDAC применено несколько технологий для идеального тактирования. Судя по описаниям, китайские инженеры используют блокировку входных синхроимпульсов для устранения джиттера и внутренний суперклок, сигнал которого поступает напрямую, без деления или преобразования (которое тоже может быть источником джиттера).
Круто? Не то слово! В 2019 году DSDAC 1.0 был отмечен как «лучший ЦАП» на Hi-End Show в Гуанчжоу. А сейчас мы имеем дело с версией Deluxe, которая получила еще более точный тактовый генератор и улучшенную аналоговую секцию с обычными и балансными выходами. И на этом «торте» есть маленькая вишенка — аппарат можно перевести в режим работы регулятора громкости с отключением всех цифровых звеньев, что позволяет использовать его в качестве линейного предусилителя для пары источников.
"Замечаний — ноль. Сцена практически идеальна и тракт совершенно прозрачен: верх чистейший, середина комфортная, в басах не зажата ни структура, ни динамика. "
Именно с такого обходного режима мы и начали знакомство с DSDAC, включив аппарат вместо преда Linn Klimax Kontrol и подав на него аналоговый сигнал со стримера Linn Klimax DS.
Замечаний — ноль. Сцена практически идеальна и тракт совершенно прозрачен: верх чистейший, середина комфортная, в басах не зажата ни структура, ни динамика. Зато все достоинства продвинутых мультибитников Wolfson WM 8741 в источнике — их почти аналоговый почерк и способность «рисовать» удивительно конкретные виртуальные образы - китайский компонент показал даже более явно, чем Klimax Kontrol.
Но при работе по своему прямому назначению от цифровых транспортов DSDAC вывел звучание тестовой системы вообще на иной уровень детализации и «графичности».
Со обычного коаксиального входа SPDIF, на который приходил сигнал стандартной разрядности с CD-проигрывателя Linn Ikemi, мы получили такую прибавку микро- и макродинамики, будто воспроизводились хай-резы. Все образы получились более телесными, прибавилось нюансов, но самое приятное, что никакого цифрового или процессорного оттенка в звучании не чувствовалось — тембры казались совершенно живыми.
"Такая же правильная и цельная звуковая картинка получилась и по USB, причем при воспроизведении хай-резов атмосферность и передача детали третьего плана становилась просто изумляющей."
Такая же правильная и цельная звуковая картинка получилась и по USB, причем при воспроизведении хай-резов атмосферность и передача детали третьего плана становилась просто изумляющей.
Но мы заметили одну любопытную особенность. Переключение частот апсемплера вверх не усиливало ощущение аналоговости звучания, а только добавляло некой красивой «припудренности». Режим даунсемплинга до DSD 128, напротив, радовал музыкальной реалистичностью и пластикой. А на некоторых фонограммах отлично работал и режим Non Rising, который вносил в звук буквально нагую натуральность, удаляя всю искусственную красивость.
У нас есть несколько догадок, почему так происходит, но углубляться не будем — эта тема требует отдельного изучения.
Безбашенный
Усилитель для наушников 9i-906 Silver Fox, как видите, заметно отличается в деталях оформления от преобразователя, но имеет одинаковый с ним форм-фактор и в целом подходит по дизайну.
Это самая продвинутая модель в «персональной» серии, причем это усилитель в чистом виде — без каких-либо функций цифро-аналоговой конвертации. Помимо нее Cen.grand выпускает лайтовую разновидность старшей модели (носит название 9i-806), а также пару еще более доступных усилителей/ЦАПов для наушников.
.....удается подобрать «золотой ключик» и к образцовому звуку не только от специфических аудиофильских наушников, и получить намного более породистое звучание даже от стандартных «затычек».
9i-906 Silver Fox создавался для работы с «наушниками-монстрами» и это, конечно, не следует понимать буквально — под монстрами можно понимать и высокоомные динамические конструкции с чрезвычайно низкой чувствительностью, требующие высокого напряжения, и многодрайверные IEM с внутренним сопротивлением в несколько ом, которым от телефонных усилителей нужна высокая токовая отдачи, и едва ли не все магнитопланары с их непростой комплексной нагрузкой. Нет лишь подключения электростатов, но это вообще другая история.
Проблема совместимости с «трудными» наушниками в 9i-906 Silver Fox решается широчайшим арсеналом средств. Во-первых, помимо стандартного выхода под четвертьдюймовый Jack у него находим ещё три под балансные подключения. Во-вторых, кроме трехпозиционного переключателя коэффициента усиления предусмотрено также четыре режима работы выходных каскадов с разным демпфированием нагрузки.
Но главная фишка заключается в четырех схемах включения усилителей. Дело в том, что фактически у 9i-906 Silver Fox не два, а четыре «конца» и разработчики предлагают их включать либо в мостовом режиме BTL, либо в параллельном на общую землю, либо опять же в балансном, но с активной землей. Оставлен, конечно, и стандартный одиночный, когда на каждый стереоканал работает по одному усилителю.
Аналоговых входов у 9i-906 Silver Fox опять же четыре, они коммутируются высококлассным селектором с лицевой панели. Ввиду этого может возникнуть соблазн использовать аппарат в качестве преда (при определенных настройках тракта такое, наверное, возможно). Но следует помнить, что он способен выдавать на выходы чрезвычайно мощный сигнал и вдобавок имеет очень чуткий регулятор громкости.
Любые резкие ударные звуки, пальба и тому подобное воспроизводятся так реалистично, что от них буквально вздрагиваешь.
Что до работы с наушниками, то здесь 9i-906 Silver Fox просто сэнсэй! Для него нет ничего невозможного — благодаря настройкам и разным режимам удается подобрать «золотой ключик» и к образцовому звуку не только от специфических аудиофильских наушников, и получить намного более породистое звучание даже от стандартных «затычек». Теперь понятно, почему на выставках именно у этого аппарата аудиофилы засиживались подолгу.
В своих тестах мы полагались только на прослушивания с наушниками Focal Utopia 2022. Чтобы получить наиболее правильное представление о звучании и возможностях усилителя мы отмели всю экзотику в пользу открытых референсных динамических моделей со стандартной чувствительностью и сопротивлением.
При обычном подключении через «джек» 6,3 и при средних настройках сразу получаешь мощнейший вау-эффект — все тембры безупречно чисты, образы понятны, пространство сцены вынуто из головы. Да и самих наушников на голове будто бы нет. Тракт усилителя не избавлен от легкого однородного шума, но он мягкий, совсем не отвлекает. К тому же переключением гейна его можно ослабить.
Балансное подключение запоминается тем же, но еще лучше выражена атака. Любые резкие ударные звуки, пальба и тому подобное воспроизводятся так реалистично, что от них буквально вздрагиваешь.
"Балансное подключение запоминается тем же, но еще лучше выражена атака. Любые резкие ударные звуки, пальба и тому подобное воспроизводятся так реалистично, что от них буквально вздрагиваешь."
Переключение сопротивления нагрузки приводит к небольшому изменению громкости, но гораздо больше сказывается на демпфировании басовых послезвучий. В положении High они предельно короткие и поджарые, а в Low 3 становятся тучными и долгими. Это все влияет и на восприятие ритмического рисунка музыки, но из четырех положений очень легко выбрать единственно правильный.
С усилительными режимами все менее однозначно. Если брать обычный Normal за эталон, то BTL после него — реально вынос мозга. Динамика бешеная, но при ослаблении громкости децибел на 5 - 6 она становится комфортной и при этом супер отчетливой. Режим Parallel по уровню сравним с Normal, но дает менее плотный бас и словно ускоряет его, добавляя хлесткости и четкости, но без какой-либо яркости и напряженности на СЧ и ВЧ. Ну а Active G мы в один голос назвали «певучим» — смысловой акцент переносится на тембры, на их гармонические шлейфы, реверберации и детали.
Повелитель и творец
Вместе DSDAC 1.0 Deluxe Model и 9i-906 Silver Fox образуют практически образцовую пару. ЦАП едва ли не из любой записи может вынуть душу, а усилитель — погрузить в свою безупречную звуковую вселенную, в которой хочется задержаться надолго. Этот аппарат доказал свой референсный класс. Да и аналогов к нему подобрать довольно сложно.
DSDAC многими рецензентами уже преподносился как эталонный конвертор, кроме того, вы получаете ЦАП, в котором можно выбрать любой из сорока режимов обработки — именно столько получается, если пять ступеней апсэмплинга перемножить на восемь фильтров.
"DSDAC многими рецензентами уже преподносился как эталонный конвертор, кроме того, вы получаете ЦАП, в котором можно выбрать любой из сорока режимов обработки"
Фильтры, кстати, вносят интересные эффекты. Первый самый нейтральный. Второй углубляет сцену, но словно подсыпает на нее красивых блесток. А далее ещё интереснее: четвертый насыщает бас, но чуть снижает глубину, пятый дает самую масштабную сцену, шестой обогащает тембры и добавляет теплоты, восьмой отдает приоритет не тембрам, а пространственной разборчивости...
Оптимальной нам показалась третья позиция, хорошо подходящая для прослушивания большинства студийных записей (чуть-чуть укрупняет образы, форсирует драйв, не трогая микродинамику, и оживляет середину). А еще — седьмая, очень полезная для воспроизведения акустической музыки, камерных составов и БСО (даёт отличную трехмерную фокусировку, четкий «задник» и реалистичную атмосферу).
Отметим и байпасный режим Non-Rising, но в любом случае каждый слушатель сможет подобрать звучание по своему вкусу в зависимости от характера источника и музыкального жанра, и в этом отношении «Большой Чен» обыгрывает подавляющее большинство конкурентов.
CИСТЕМА
Ноутбук Apple MacBook Pro A2338
CD-проигрыватель Linn Ikemi
Сетевой проигрыватель Linn Klimax DS
Предварительный усилитель Linn Klimax Kontrol
Усилитель мощности Linn Klimax 500 Twin Chakra
Акустические системы Dynaudio Special 25
Наушники Focal Utopia 2022
Кабели
USB Oehlbach State of the Art Primus B USB 2.0 5м
цифровой LAN InAkustik Exzellenz CAT6
цифровой 75 Ом Audioquest VDM-3
оптический Oehlbach XXL 80 TOSLink
межблочные RCA Accuphase Super Refined Cable SL-10G
межблочные XLR Accuphase Super Refined Cable ASLC-10
акустические Furutech Alpha S-25
силовые Furutech Power Reference, Furutech FP-α3
Cen.grand DSDAC 1.0 Deluxe Model
Производитель: Cen.grand Digital Media Technology Co., Ltd. (Китай)
en.cen-grand.com
Входы: Coax, BNC, TOSLink, ARS/EBU, USB Type-A, стереопары RCA и XLR || Выходы: стереопары RCA и XLR || Поддерживаемые потоки: PCM до 192 кГц и DoP до 2,8 МГц (по SPDIF), PCM до 384 кГц и Native DSD до 11,3 МГц || Уровень на выходах RCA/XLR: 3,51/6,2 В || Диапазон регулировки громкости: -65...4 дБ || Отделка: серебристая || Габариты: 430 х 100 х 360 мм || Масса: 11,5 кг || Цена: 627 881 руб
Cen.grand 9i-906 Silver Fox
Входы: 2 стереопары RCA и 2 стереопары XLR || Выходы: балансный 4,4 мм, 6,3 мм Phone, балансный XLR 4 pin, стереопара XLR || Номинальная выходная мощность: 20 Вт (на 30 Ом в режиме BTL) || Искажения на номинальной мощности: 0,02% || Воспроизводимый диапазон: 20 — 20 000 Гц (при неравномерности +/-0,2 дБ) || Отделка: серебристая || Габариты: 430 х 100 х 360 мм || Масса: 12 кг || Цена: 470 935 руб
Автор: Руслан ТАРАСОВ