Автор статьи: Alan Taffel
Журнал: The Absolute Sound®

Зачем покупать CD-плеер?
Всегда имеет смысл делать одно дело и делать его хорошо. Но возможно, делать много дел хорошо тоже возможно — как, например, делает ЦАП/стример/плеер dCS Rossini — обходится это очень дорого. В случае с Rossini, такое счастье получается за 28 000 долларов. Bryston BCD-3 делает только одно — воспроизводит CD, и делает это исключительно хорошо. Кроме того, Bryston предлагает модель BCD-3 по вполне разумной цене. Но все же, в наше время имеет ли смысл покупать цифровой источник, который не поддерживает высокое разрешение, потоковое вещание, USB Audio или Tidal?
Я задал этот вопрос Джеймсу Таннеру из Bryston. Он рассказал мне, что Bryston решил выпустить BCD-3, когда среди клиентов и потенциальных покупателей компании поднялся шум по поводу снятия с производства первого CD-плеера Bryston, очень популярную модель BCD-1. (BCD-2 не выпускался.) По его словам, многие из этих клиентов «имеют большую коллекцию CD и хотят высококачественный CD-плеер — возможно, последний в своей жизни — но не хотят платить за него заоблачные цены». Не знаю, как вы, но я согласен с этим аргументом.

Для многих из нас, кто действительно имеет обширные коллекции компакт-дисков и задается вопросом, как лучше всего сохранить, получить доступ и наслаждаться всей этой музыкальной библиотекой, покупка недорогого CD-плеера, достаточно хорошего, чтобы стать «последним», безусловно, является очевидным вариантом. Но я задался вопросом, как этот подход соотносится с альтернативами? Чем больше я думал об этом, тем больше понимал, что альтернативы не так привлекательны, как кажутся на первый взгляд.
Например, копирование коллекции CD-дисков на NAS имеет преимущество в том, что старая и новая музыка объединяются на одном медиаустройстве, что значительно облегчает доступ к ней. Но для большой музыкальной коллекции массовое копирование — это сложная задача. Вы можете потратить следующие полтора года на наблюдение за прогресс-баром.
(Еще надо понимать, что CD-диск в «чистом виде» не копируется, это будет преобразование в другой формат отличный от «Красной Книги». Многие говорят, что теряется аутентичность звучания CD.) это дополнение не от автора статьи.
Другой вариант — заменить все физические диски загрузками в высоком разрешении. Этот путь может улучшить качество звучания вашей коллекции и, опять же, позволит объединить медиафайлы. К сожалению, маловероятно, что вы найдете все альбомы из своей библиотеки в качественном формате для загрузки. Даже если вам это удастся, вам придется заплатить немалую сумму. Кроме того, как регулярно показывает моя ежемесячная колонка о загрузках, многие загружаемые альбомы звучат не лучше, чем их CD-аналоги. Звуковые преимущества этого подхода будут в лучшем случае нестабильными.
Еще одним вариантом было бы отказаться как от дисков, так и от загрузок. В зависимости от жанров, которые вы слушаете, большая часть вашей музыки (хотя и не вся) скорее всего доступна на стриминговом сервисе, таком как Tidal. Поэтому вы могли бы просто выбрать ежемесячную подписку. Этот подход является самым дешевым и наименее хлопотным. Проблема заключается в том, что, за исключением контента, закодированного в формате MQA, вы понизите качество звучания своей коллекции CD до уровня ниже CD. Кроме того, чтобы воспользоваться доступным контентом MQA, необходимо инвестировать в систему воспроизведения, совместимую с MQA.
Мой вывод из этого мыслительного эксперимента заключается в том, что для многих из нас инвестиция в CD плеер для получения максимальной отдачи от существующей коллекции CD-дисков может стать более разумным подходом, чем ее преобразование или замена. И, как уже отмечалось, один из очевидных способов сделать это — инвестировать в высокопроизводительный проигрыватель.

Но почему бы не выбрать более «универсальное» решение? Что-то, что не только воспроизводило бы CD, но и поддерживало бы несколько форматов дисков и, возможно, даже служило бы ЦАПом? Ответ возвращает нас к теме о том, что нужно делать одну вещь и максимально правильно. Одноцелевые компоненты позволяют создавать лаконичные конструкции. Они дают инженерам свободу оптимизировать каждый элемент для одной функции. Это означает, что хорошо спроектированный CD-плеер будет звучать лучше, чем мультидисковый плеер или комбинированный плеер/ЦАП аналогичной цены.

Целеустремленная архитектура
BCD-3 является убедительным примером этого. Инженеры, создавшие его, в полной мере использовали преимущества специализированной функциональности, для устройства, которое только воспроизводит CD. Например, разработчики Bryston знали, что идеальный модуль CD-привода должен работать с тактовой частотой 44,1 кГц, что является стандартом для этого формата. Любой другой вариант ухудшил бы качество звука. Поэтому они решили ограничить варианты привода для своего нового проигрывателя теми, которые работают с тактовой частотой 44,1 кГц. Эта бескомпромиссная позиция в конечном итоге привела к задержке выпуска нового проигрывателя на несколько лет.
Немного истории: первоначальный BCD-1 использовал модуль привода с частотой 44,1 кГц, поставляемый Philips. Прекращение производства этого модуля Philips привело к преждевременному исчезновению BCD-1. Компания Bryston стремилась создать замену, но вскоре обнаружила, что приводы, оптимизированные для CD, практически исчезли с рынка. Вместо этого на рынке было много DVD-приводов, и именно их использовали в своих дисковых проигрывателях другие производители. Разумеется, эти приводы не работают нативно с частотой 44,1 кГц.

Механизм транспорта JPL-2800 “SilverStrike” от австрийской компании SUOS-HiFi GmbH
Вместо того чтобы согласиться на неидеальный привод, Bryston решила подождать, пока появится что-то подходящее. Терпение компании наконец было вознаграждено, когда австрийская фирма StreamUnlimited (ее подразделение SUOS-HiFi GmbH) выпустила модуль CD-привода с частотой 44,1 кГц. Более того, новый привод превосходит устройство, которое он заменяет, благодаря металлическому (а не пластиковому) лотку и значительно улучшенному механизму скольжения. Я могу поручиться за его более плавную и тихую работу.

Время появления этого привода было удачным: оно совпало с выпуском нового ЦАПа Bryston BDA-3 с двумя 32-разрядными микросхемами AKM 4490 DAC. BDA-3 — это очень универсальный компонент с широким набором входов и выходов, а также поддержкой большого количества форматов и частот дискретизации. BDA-3 был разработан как модульная платформа, которая облегчает обновление оборудования в будущем, а также позволяет перепрофилировать подсистемы для использования в других продуктах. В частности, секция ЦАП в BCD-3 полностью идентична секции BDA-3, с теми же двойными ЦАП AKM и сбалансированной аналоговой выходной схемой. Разница заключается в том, что BCD-3 запрограммирован на работу только с частотой 44,1 кГц. Основная печатная плата уникальна для BCD-3, а источники питания аналогичны.

Bryston разместил все эти новые компоненты в корпусе, который выглядит почти идентично корпусу BCD-1. Передняя панель состоит из дисплея, окруженного кнопками «Chiclet», однако Bryston увеличил их размер, чтобы сделать их более удобными в использовании. (К сожалению, опциональный пульт дистанционного управления по-прежнему остается таким же запутанным, как и раньше). В аналогичном обновлении дисплей новой модели может похвастаться более четкими и крупными буквами. Сзади расположены симметричные и несимметричные аналоговые выходы, несколько вариантов интерфейса управления и цифровой выход. В целом, корпус BCD-3 выглядит красиво и эффектно, а так же подчеркивает свою целевую направленность плеера компакт дисков. Пользователи получают все необходимое для удобного воспроизведения CD — и ничего лишнего.

Результат
Чтобы оценить, насколько успешной была стратегия Bryston, очевидно, что для начала нужно сравнить новый плеер с предыдущей моделью BCD-1. С точки зрения звучания, последний никогда не отставал. Почти десять лет назад, когда я делал его обзор в выпуске 183, я назвал BCD-1 превосходным музыкальным CD-плеером, и он по-прежнему доставляет удовольствие. Первым треком, который я воспроизвел в своем ностальгическом путешествии по BCD-1, была атмосферная песня Боба Дилана «Man in the Long Black Coat» с альбома Oh, Mercy. Вечно молодой Bryston продвигал песню вперед с неудержимым темпом. Хотя Bryston не является воплощением открытости, каждый инструмент оставил свой след, причем бас был особенно твердым. Самое главное, что BCD-1 передавал напряженное настроение музыки. Так было всегда с этим проигрывателем, он проникает в самую суть музыки.

Bob Dylan: Oh Mercy (CD)
Однако, когда я переключился на BCD-3, новый проигрыватель оказался без труда и существенно более превосходным. Новая модель так же верна музыкальности, как и старая, но в ней есть улучшения звучания, без которых я, например, не хотел бы жить. Среди них — гораздо лучшее разделение каналов, несомненно, благодаря использованию двух ЦАПов вместо одного. Результатом является не только более широкая звуковая сцена, но и гораздо более точная локализация в этом пространстве. Через BCD-3 Дилан больше не находится где-то в центре сцены, он твердо стоит точно посередине. Как известно всем читателям TAS, возможность виртуально «видеть» музыканта значительно усиливает ощущение присутствия артиста.
Второе основное различие между двумя проигрывателями, также очевидное на треке Дилана, касается уровня фонового шума. Бесшумный механизм выдвижного лотка BCD-3 предвещает столь же незаметный фоновый шум. Благодаря более низкому уровню шума музыка из нового Bryston звучит с большей чистотой и осязаемостью.

Osmo Vänskä’s Beethoven’s Ninth BIS label
Для чего-то более масштабного я обратился к энергичному и уверенному исполнению Osmo Vänskä Девятой симфонии Бетховена на лейбле BIS. Это гибридный диск, но он звучит прекрасно даже на CD-слое. Слушая его через BCD-1, я был увлечен каждой частью произведения. Опять же, я хотел бы большего ощущения воздушности, но BCD-1 без труда воссоздал гигантский масштаб и динамику записи. Тем не менее, BCD-3 обеспечил еще более динамичный звук, а также более четкое воспроизведение каждой секции оркестра. Как и в случае с Диланом, изображение было заметно лучше. Открытость также перестала быть проблемой. BCD-3 умело передает то неуловимое ощущение частотного диапазона и динамической безграничности, столь характерное для живых инструментов.

К этому моменту тестирования я уже пришел к двум выводам. Во-первых, новый Bryston является значительным улучшением по сравнению с BCD-1. Во-вторых, это превосходный CD-плеер, и точка. Как и BCD-1, он правильно воспроизводит музыку, но также обеспечивает более высокое разрешение, динамику, пространственную точность и открытость. Дополнительные прослушивания в течение многих месяцев только подтвердили эти первоначальные выводы. Настолько, что я начал задаваться вопросом, как BCD-3 может показать себя в сравнении с чем-то более экзотическим. Чтобы удовлетворить свое любопытство, я поступил совершенно несправедливо: я напрямую сравнил Bryston с dCS Rossini за 28 000 долларов.
Звучал ли Rossini лучше? Конечно! А чего вы ожидали? Тем не менее, мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что именно делает звучание Rossini более убедительным из двух. Ноты — их тембры, ритмы, динамика и пространство, в котором они звучат — звучали удивительно похоже на обоих проигрывателях. Но dCS оказался лучше между нотами, сохраняя низкий уровень акустического пространства даже во время музыкальных пауз. Эта способность оказала удивительно большое влияние на реалистичность.
Rossini также способен передавать более весомый бас, что неудивительно, учитывая его конструкцию, похожую на наковальню. На записях сольного фортепиано BCD-3 не может воспроизвести тяжесть нижнего регистра Bösendorfer так же, как dCS. Тем не менее, Bryston полностью передает глубокую красоту этого инструмента, а также его поразительную динамику. Точно так же, хотя контрабас звучит в Rossini с немного большей силой, BCD-3 соответствует dCS по великолепной реалистичности атак и плотности тембра. Учитывая огромную разницу в цене между этими двумя проигрывателями, я вышел из этого сравнения с еще большим восхищением от BCD-3.
Почему сейчас?
Очевидно, что новый Bryston обладает звуковыми качествами, позволяющими ему претендовать на звание «последнего» CD-плеера. После тщательного размышления я пришел к выводу, что покупка такого устройства имеет большой смысл. Но зачем делать это именно сейчас? Почему бы не остаться при том, что у вас есть, еще на некоторое время?
Первая часть ответа связана со степенью улучшения BCD-3 по сравнению с предыдущими поколениями CD-плееров. Полагаю, что многие читатели пользуются старыми надежными CD-плеерами такими как Rotel, Rega, Bryston или другими заслуживающими доверия моделями. Вы можете подумать, что с тех пор ничего особо не изменилось. Но на самом деле это не так.

Под влиянием феномена высокого разрешения такие компании, как AKM, вложили значительные средства в разработку нового поколения микросхем ЦАП. Откровенно говоря, эти новые микросхемы значительно превосходят своих предшественников. Современные микросхемы работают гораздо тише и лучше ведут себя в экстремальных музыкальных ситуациях. Созданные для сверхвысоких частот дискретизации и разрядности, они с легкостью справляются с декодированием CD. Одна из причин, по которой BCD-3 превосходит BCD-1, заключается в том, что последний оснащен устаревшим чипом ЦАП Cirrus Logic 4398. Можно ожидать, что BCD-3 заменит ваш старый CD-плеер так же быстро и окончательно, как и BCD-1. Одним словом, обновление принесет вам значительное улучшение.
Но разве тот факт, что ЦАПы развиваются такими быстрыми темпами, не является аргументом в пользу того, чтобы подождать еще немного? Да, это так, если только плеер, который вы купили сегодня, не является каким-то образом готовым к будущему. В идеале, «последний» CD-плеер должен предлагать возможность воспользоваться преимуществами усовершенствований ЦАПа (или выиграть лотерейные билеты), которые могут появиться в будущем. BCD-3 это делает.

Нет, вы не можете заменить чипы ЦАП или обновить программное обеспечение через Интернет. Но, как упоминалось ранее, Bryston предусмотрительно включил высококачественный цифровой выход. Эта, казалось бы, незначительная функция имеет огромное преимущество: она позволяет проигрывателю служить в качестве чистого транспорта, управляющего внешним ЦАП. Таким образом, если в будущем это будет иметь смысл, вы сможете подключить новый ЦАП к этому Bryston, и два устройства будут обмениваться данными через SPDIF или AES/EBU.
Как только я понял стратегию Bryston, направленную на обеспечение готовности к будущему, я сразу же полюбил ее — в принципе. Но прежде чем восхвалять ее перед вами, мне нужно было убедиться, что теория хорошо работает на практике. Поэтому я провел тест, в ходе которого подключил цифровой выход BCD-3 к первоклассным ЦАП от dCS и CH Precision. В обоих случаях я был потрясен результатами. BCD-3 оказался фантастическим CD-транспортом. В этом режиме он обеспечивает идеальный темп, точную атаку, высокую детализацию и, в общем, все, что только можно пожелать. Итог: этот путь модернизации реальный. В качестве транспорта BCD-3 полностью оправдает ожидания любого будущего ЦАП, с которым вы его соедините.

Заключение
Я начал этот обзор, задаваясь вопросом, актуален ли такой плеер, как BCD-3, в современном цифровом мире. К моему удивлению, я обнаружил, что да. Следующим открытием для меня стало то, насколько хорошо звучит BCD-3 и насколько он превосходит даже дорогие CD-плееры предыдущего поколения. Затем Bryston пошел на равных с одним из лучших CD-плееров на рынке — и ничуть не опозорился. Наконец, я обнаружил, что возможность модернизации BCD-3, заключающаяся в превращении его в транспорт для работы с будущими или более дорогими ЦАП, действительно работает.
Сложите все это вместе, и вы действительно получите то, что может стать вашим последним CD-плеером. Целеустремленный дизайн и функциональность BCD-3 обеспечивают качество воспроизведения CD, которое встречается не каждый день. И, как мы видели на примере BCD-1, нет никакой гарантии, что такой плеер будет доступен завтра. Если бы я выбирал CD-плеер, который не разорит меня, но при этом будет неизменно щедр в плане музыкальности и звучания, BCD-3 был бы первым в моем списке.










